Когда деревья были зелеными
Когда деревья были зелеными
Листья на деревьях пожелтели и, кажется, вот–вот опадут. Неужели погодная катавасия затронула и растительный мир?.. |
Водителям, маршруты которых каждый день проходят по самым оживленным улицам, проспектам и загородным шоссе, любоваться пейзажами за окном некогда. Тем не менее особо наблюдательных наверняка не покидает ощущение, что осень в этом году наступила уже в июле. Листья на деревьях пожелтели и, кажется, вот–вот опадут. Неужели погодная катавасия затронула и растительный мир?
...Вот трасса Минск — Молодечно. Участок возле Заславля пару лет назад стал скоростным. Водители уже давно позабыли ту узкую извилистую «тропинку», по которой воскресными вечерами едва ползли автомобили. В плотном транспортном потоке было не продохнуть. Сейчас все по–другому. Три полосы в каждую сторону, разделительное ограждение... Только вот экологию эта реконструкция не улучшила. Лесной массив будто бы раскрасили желтой краской. На деревьях вдоль дороги зеленых листьев не так уж и много... Съезжаю на Минскую кольцевую. По пути из Ждановичей в сторону Уручья замечаю привычный унылый «осенний» пейзаж. Да и в самом Минске ситуация не лучше. Отчего березы и липы так рано поменяли свой цвет?
— Причин несколько, — рассуждает заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Александр Судник. — Главная из них — это чрезмерное воздействие реагентов, при помощи которых дорожники растапливают лед. Зимы нынче снежные, поэтому всевозможных хлоридов на трассы высыпают немерено. Мчащиеся автомобили создают турбулентные потоки воздуха, которые разносят «удобрения» на ветки и кроны. Поражаются побеги, почки погибают... Особенно страдают мелкие деревья лиственных пород с тонкой корой: ива, ольха черная, можжевельник... Соль легко проникает в побеги. А вот у каштанов, сосен, вязов — иммунитет. Кора у них толстая, да и крона расположена высоко.
Еще одну опасность представляют собой выхлопные газы. И действительно, из–за большого потока машин порой сложно дышать даже людям, что уж говорить об особо чувствительных растениях. Деревья болеют. Симптомы «желтухи» налицо.
— Заметьте, пожелтевшие деревья растут лишь возле оживленных трасс, — обращает мое внимание Александр Судник. — Это своего рода санитарная зона. Впрочем, если пройти хотя бы на пару метров вглубь, там ситуация уже совсем иная. Листья как были зелеными, так и остались.
Пожалуй, больше всего «грязнуль» растет вдоль северной части Минской кольцевой автодороги. Ученые связывают это с рельефом местности. Дорога проходит по насыпи, лесной массив расположен в низине. А значит, солевые реагенты оседают не на стволах, а на ветках и листьях.
— Каждый год мы проводим мониторинг, — замечает Александр Судник. — Его результаты, увы, радости не приносят. Содержание тяжелых металлов превышает норму в два раза, а хлоридов солей — и вовсе в десятки. Коммунальники недавно изменили правила содержания дорог общего пользования. Если раньше они могли высыпать на асфальт не более двух килограммов реагентов на метр квадратный, то теперь норму увеличили. Но ведь это сильно влияет на экологию!
У дорожных служб и Госавтоинспекции своя правда. Главное — обеспечить безопасность дорожного движения. А использование солевых смесей — достаточно эффективный для этого способ. Но, может быть, есть альтернативные варианты, которые устроят и тех и других?
— Несомненно, — уверены экологи. — Например, мы предложили ограничить зимой скорость на кольцевой до 70 километров в час. А на заповедных территориях дороги обрабатывают специальными безопасными смесями (ими давно пользуются французы). Правда, они достаточно дорогие. (Только на МКАД зимой придется «высыпать» около 5 миллионов долларов.) Существуют и более дешевые реагенты — это хлориды кальция. Но и у них есть недостаток. Они оставляют белый налет на обуви и шинах.
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Фото: Артур ПРУПАС