Поводырь
Вопрос о подготовке собак для слепых решить не просто.
Но это нужно начинать делать. И чем раньше, тем лучше. Все помнят известный белорусский фильм «Поводырь». Слепая девушка Саша просто не представляла свою жизнь без пса Мальчика, который стал ее глазами. К сожалению, в Беларуси верного помощника людей, обреченных жить в вечной темноте, можно увидеть только на экране. Сегодня в стране около пяти тысяч абсолютно слепых людей, но большинство из них не может позволить себе купить специально обученную собаку.
Перед обрывом
Недавно “НГ” писала о том, что ротвейлер протащил своего слепого хозяина по бурьяну и едва не сбросил в обрыв. Для человека, лишенного зрения, пес был лучшим другом. Хотя собака и не была специально обучена, витеблянин использовал ее как поводыря. Ротвейлер состарился и иногда вел себя неадекватно. Однако хозяин жалел своего питомца, всегда брал его с собой. И однажды за это едва не поплатился жизнью. Во время прогулки по берегу Западной Двины пес резко рванул в сторону и потащил хозяина по буеракам и колдобинам. Только чудом трагедии удалось избежать.Как позже пояснили специалисты, ротвейлеры в качестве поводырей не используются. А что касается профессионально подготовленных собак-проводников, то последняя в Беларуси умерла минувшей весной.
“Мы готовим служебных собак”
В Восточной Европе профессиональная подготовка собак-проводников получила широкое распространение после Второй мировой войны. Многие молодые люди из-за ранений, полученных на фронте, потеряли зрение. В СССР первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году. Через 13 лет в подмосковной Купавне появилась и первая профессиональная школа подготовки поводырей. До сих пор инвалиды по зрению могут в порядке очереди взять себе из нее питомца и даже получить деньги на его содержание. — После распада Советского Союза питомник в Купавне стал бюджетной организацией, — рассказывает заместитель председателя Белорусского товарищества инвалидов по зрению Михаил Антоненко. — Белорусам с тех пор собак не выдают. А школы в нашей стране попросту нет.В кинологическом центре Вооруженных сил в Колодищах с удивлением реагируют на вопрос корреспондента. — Мы этим никогда не занимались. Перед нашим центром стоят другие задачи.Похожий ответ дали и в Сморгонском кинологическом центре и поисково-спасательной кинологической службе МЧС Беларуси: — Мы готовим служебных собак, поводыри не наш профиль.Подтвердили информацию и в Международном кинологическом союзе: — В Беларуси подобная подготовка действительно не производится.
Пенсии не хватит
Подготовка собаки — очень сложный процесс. У проводников, к примеру, большой процент выбраковки: из сотни щенков могут подойти для обучения два-три. Да и сама дрессировка довольно трудоемкая. Полгода четвероногих спутников обучают заходить в троллейбус, обходить препятствия. Живут будущие “провожатые” вместе с кошками, чтобы полностью избавиться от неприязни к этим животным. Кроме того, собак стерилизуют. За пару недель до окончания дрессировки будущий хозяин проходит своеобразный тест на совместимость с питомцем. Он несколько дней живет с собакой в школе. Инструктор объясняет ему, как обращаться с “ведущим”, как за ним ухаживать и кормить. Лишь после этого собаку и человека можно считать полностью подготовленными к “сотрудничеству”.— С тростью человек идет очень медленно, — объясняет Михаил Антоненко. — Он “выстукивает” каждую выбоину и бугорок, старается не задевать прохожих. А собака обводит хозяина через все препятствия, останавливается перед забором, заучивает все маршруты слепого. Как говорят специалисты, в среднем такие собаки живут восемь лет.Да, питомник из подмосковной Купавни предлагает всем, в том числе и белорусам, свои услуги. Собаку можно купить. Но цены! Лабрадор (чаще всего именно они становятся поводырями) обойдется белорусу в 20 тысяч долларов, немного больше стоит немецкая овчарка, еще дороже — королевский пудель. Шведы тоже работают на экспорт: собака из Скандинавии продается за 32 тысячи евро. Что уж говорить о более далеких странах! Социальная же пенсия инвалида по зрению колеблется в районе четырехсот тысяч рублей. Даже если слепой человек будет откладывать ее все восемь лет, ему не хватит денег на то, чтобы купить обученную собаку. Впрочем, в Белорусском товариществе слепых видят выход из ситуации. — Мы постоянно выдвигаем предложения по созданию белорусской школы поводырей, — говорит Михаил Антоненко. — Последнее подготовили в конце прошлого года в рамках программы “О комплексной помощи пожилым людям и инвалидам” и направили его в Министерство труда и социальной защиты. Но конкретного ответа пока нет.
Невыгодный “провожатый”
Татьяна содержит частный питомник уже несколько лет. Девушка училась в Калининграде, окончила кинологическую школу. Она первая в Беларуси получила лицензию на продажу собак и время от времени под заказ обучает поводырей.— В нашей стране единицы готовы покупать хороших собак, — рассказывает Татьяна. — В понимании большинства белорусов породистая собака стоит 50 долларов на рынке. В то время как один щенок, из которого можно воспитать проводника, оценивается как минимум в пятьсот долларов. Плюс затраты на содержание, обучение (оно длится около года), прививки... Набегает сумма в несколько тысяч долларов.Конечно, остроту проблемы мог бы снять государственный питомник.— Россияне готовы за двадцать тысяч долларов обучить для белорусов первую собаку и провести курсы для кинолога, который сможет готовить экспертов уже в Беларуси, — говорит Михаил Антоненко.Белорусские кинологи утверждают, что выучить проводника реально. Но нужно, чтобы кто-то этим занимался целенаправленно.
Как говорят в Белорусском товариществе инвалидов по зрению, о создании отдельной школы для собак-поводырей речь, конечно, не идет. Но начать подготовку собак на базе одного из белорусских кинологических центров — задача выполнимая. И обучение специалистов представляется не таким уж затратным делом. Зато бесплатную помощь получат те люди, которые так в ней нуждаются.
КстатиЛюбопытно, что тренировали поводырей для слепых еще за сто лет до изобретения белой трости (в 1921 году ослепший английский фотограф Джеймс Бигс покрасил свою трость в белый цвет, чтобы она сразу обращала на себя внимание окружающих.) Начал этим заниматься Йохан Клейн, основатель Института тренировки слепых в Вене. Он опубликовал книгу о тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году.
Компетентно
Рита СУШКО, начальник отдела по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты:— Сегодня в Беларуси нет школ собак-поводырей. Да и в России такая школа лишь одна. Мы рассмотрели заявление Белорусского товарищества инвалидов по зрению и включили в проект комплексной программы социального обслуживания на 2010—2015 годы вопрос об изучении возможности создания в Беларуси школы подготовки собак-поводырей. Впрочем, данный вопрос неоднозначен. Если проект будет одобрен, необходимо определить источник финансирования, ведь такие школы дохода не приносят и существуют за счет дотаций. Прорабатывается и возможность создания питомника на базе одной из силовых кинологических служб. Хочу отметить еще раз: вопрос требует тщательного изучения.
Ирина БУРИ-БУРИМСКАЯ, эксперт Международного кинологического союза:— Времени на создание в Беларуси школы поводырей уйдет много. Для начала необходимо пригласить иностранных специалистов. К примеру, неплохие школы есть в Чехии. Курсы, где подготовят белорусских кинологов, займут около полугода. Затем нужно приступать к подготовке собак. Пса начинают дрессировать с трехмесячного возраста. Молодняк, как правило, поводырями не становится. Так что собак тестируют в два года. Получается, что первые “провожатые” смогут выйти из белорусской школы примерно через три года.