Поднять якоря
Поднять якоря
Коллекционеры бывают разные. Кто–то всю жизнь собирает значки, кому–то больше по душе альбомы с марками. Но такой необычной коллекции, как у жителя деревни Мирогощ Чериковского района Сергея Дубяго, я, признаться, не встречала. Он собирает... якоря.
На ухоженной территории его усадьбы экспонаты выстроились в ряд. Все 14 — адмиралтейские и бакенные якоря. Посмотреть на них приезжают даже из–за границы. Недавно были гости из Бельгии и Франции. Они долго ходили под впечатлением не только от необычной коллекции, но от гостеприимства хозяина, живописной природы рядом с его усадьбой.
В нескольких шагах от забора — Сож. Весь берег речки пестрит полевыми цветами. В самый жаркий день здесь прохладно и легко. Спустившись по тропинке, сразу попадаешь на причал, у которого стоит маленький белый катер.
— В детстве мечтал стать моряком, — признается Сергей Николаевич, у которого 3 высших образования — зооинженерное, техническое и юридическое. — Даже поступил после школы в Батумское мореходное училище. Но затем бросил. Представляете, не понравилось мне море: показалось чужим. Наши речки куда ближе...
Вернулся на родину, служил в Чериковском межрайонном отделе ГАИ, затем возглавил местное подразделение, охраняющее зону радиоактивного загрязнения. А два года назад в звании подполковника вышел в отставку. Теперь работает специалистом предприятия «Белтехосмотр».
Но все эти годы юношеская мечта не отпускала. По–прежнему влекло все, что так или иначе связано с судоходством. Еще когда жил в Черикове, купил себе дом на берегу Сожа. Сам соорудил причал, конструкцию которого подсмотрел в Питере. Начал строить судно — что–то среднее между крошечным катерком и яхтой. Ездил по судовым магазинам Москвы и Питера, покупал детали. Жена Галина не только не бранила супруга, тратившего добрую часть зарплаты на хобби, но и всячески поддерживала его.
Судно строилось 10 лет. Зато теперь его хозяин имеет ни с чем не сравнимое удовольствие — пройтись по реке, послушать пение птиц и... лягушек.
— Да–да, не удивляйтесь, лягушки тоже поют, — читая недоумение на моем лице, тут же объясняет Сергей Дубяго. — У каждой, между прочим, свой голос, своя «партия» в хоре.
Якоря он стал собирать, можно сказать, случайно. Как–то, купаясь в Соже, наступил на что–то твердое. А когда понял, что якорь, поднял со дна. Это сегодня по Сожу суда не ходят — разве что легкое самодельное суденышко подполковника Дубяги... А еще лет 30 назад река была широкой, полноводной. В Чериковском районе работали 4 пристани. Катера ходили, что сегодня автобусы. Добираться по реке из деревни в деревню или в райцентр было обычным делом. Поэтому и якорей на речном дне осталось немало. Особенно около деревень Веприн, Гронов. Кстати, когда–то около Гронова делали плоты, сплавляли в Днепр, а затем в Черное море. Так что у речников Сожа богатая история...
Узнав, что Дубяго начал собирать якоря, друзья, сослуживцы и даже незнакомые люди стали отдавать ему свои. Жители Чериковщины их тоже в реке находили. Во время отпусков коллекционер отправлялся в экспедиции в верховье Сожа специально за якорями. Несколькими экспонатами разжился у жителей Климовичского района. И теперь задумывается над созданием музея якорей.
— Наверное, он будет первым в стране, — рассуждает Сергей Николаевич, — больше я о таком нигде не слышал. Думаю, людям будет интересно. И самому приятно...
Вообще, у Дубяги интересные задумки. В своей усадьбе он собирается сделать туристический лагерь, разработать маршруты для гостей района. Хозяин уверен, что Мирогощ — одно из самых красивых мест на земле:
— Вы бы видели, какое здесь великолепие, когда светит луна! А как хорош Сож в тумане!
А еще он мечтает вместе с друзьями почистить реку, чтобы она вновь стала судоходной. Сердце болит, когда видит, как Сож мельчает, зарастает тиной...
— Да, чистить реку недешево, — Дубяго рассуждает как серьезный хозяин. — Но ведь можно будет продавать застройщикам песок, который мы достанем со дна. Вот часть расходов и окупится.
Фото автора.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА