Бизнес на довольствии

Источник материала:  

Бизнес на довольствии

О частно-государственном партнерстве

Приоткрою завесу над будущим. В следующей пятилетке (2011 - 2015 годы) у нас будет не три, не пять, а целых семь приоритетов развития. Человеческий потенциал, инновации, предпринимательство, экспорт, малые города, доступное жилье, эффективное сельское хозяйство. Как государство собирается поднимать село, регионы и строить жилье, примерно можно представить. Добротная стартовая площадка имеется. Предусмотрены льготные кредиты, строятся современные фермы. Другое дело - бизнес. До недавних пор тут были практически сплошные противоречия.


Например, государству хотелось, чтобы предприниматели создавали средней руки компании, открывали производственные цехи, а они десятилетиями топчутся в статусе индивидуальных предпринимателей и возят товар с Востока, создавая конкуренцию местным фабрикам ширпотреба. Как совместить несовместимое: стремление бизнеса к максимуму прибыли и задачу государства - пополнить бюджет, собрав с этой прибыли больше налогов? Оказывается, есть оптимальный выход. Частно-государственное партнерство.


Явление возникло в Великобритании в начале 1980-х годов. Не от хорошей жизни. В бюджете страны стало не хватать денег на содержание социальной инфраструктуры (коммунальные сети, школы, больницы, транспорт). Взять и просто продать все это в частные руки, как часто происходит с обременительными госпредприятиями, невозможно. Слишком стратегические и социально-чувствительные сферы. Представьте, что произойдет, если трамвайные депо и рельсы приватизирует, условно говоря, Смит, водопровод - Адам, теплотрассы - Джон? А зачем продавать? Ведь можно просто передать в управление. На время и на конкурсной основе. Огласить условия и установить жесткий контроль. Но чем эти ежовые рукавицы могут быть интересны бизнесу? Не удивляйтесь, в некоторых случаях не просто интересны, а чрезвычайно привлекательны.


Возьмем самый простой пример. Клининговые услуги, а попросту уборка и чистка помещений, зданий и прилегающей территории. Уборщицы (стереотип: тетушки в возрасте с ведрами и тряпками) имеются в каждом министерстве, госучреждении, госпредприятии. Трудятся они, как правило, несколько утренних или вечерних часов и зарплаты получают разные. Чем выше ранг организации, тем больше доход. Иными словами, уборщица министерских кабинетов будет более состоятельной, чем, допустим, муниципальной поликлиники. Хотя деньги - из одного кошелька. Но зачем платить больше, если министерство может нанять клининговую компанию, где не бабушки с тряпкой, а молодые люди с полным комплектом современных приспособлений для уборки сделают ее быстро, качественно и дешевле? Кстати, у нас такая форма сотрудничества госпредприятий и организаций с бизнесом уже вовсю развивается.


Частно-государственное партнерство означает: государство договаривается с бизнесом, что за определенную услугу готово платить энную сумму, а как извлечь из этого максимум выгоды - тут уже дело предпринимателя, его смекалки, опыта, оборотистости. Точно так же можно передавать в обслуживание частным компаниям водопроводы, теплотрассы, электросети и даже инфраструктуру аэропортов. А в том, что содержание жилья давно следовало бы отдать в частные руки, так и сомнений нет.


Давно хотим избавиться, возразят мне специалисты ЖКХ, да никто не берет. Нет конкурентной среды. И не будет, если не создать подходящие условия, чтобы государство и бизнес, преследуя, в принципе, разные цели, смотрели в одну сторону. Могу привести классический пример частно-государственного партнерства. Не зарубежный, наш. В начале минувшего года предприятия положили на склады продукции почти на 7 триллионов рублей. Кризис. Продать невозможно. Помнится, в прошлом июне Екатерина Чижик, вице-председатель Белорусского союза предпринимателей, пришла в редакцию с инициативой: если дадут нам льготы, то мы, индивидуальные предприниматели, повезем товар в Россию. Ее пригласили к вице-премьеру буквально на следующий день после публикации статьи-мнения в "СБ", а через несколько месяцев уже была готова нормативная база. И сегодня около 500 ипэшников не ввозят товар, а помогают его экспортировать. Их число растет каждый месяц. Кстати, они открыли глаза Правительству на то, что у фабрик наших нет адекватных сайтов, годами не обновляется ассортимент. Многое поменялось очень быстро. Хорошо? Замечательно, на мой взгляд! Думаю, в следующей пятилетке подобных примеров у нас будет значительно больше. Потому что не только жилье, экспорт и продовольствие, но и бизнес теперь - наш главный приоритет.

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

←Вручение наград

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика