История белорусов зашифрована в их крови

Источник материала:  
30.06.2010 09:47 — Новости Общества

По крови человека можно читать его прошлое и делать прогнозы на будущее. Доктор биологических наук, лауреат Государственной премии Беларуси Алексей Микулич несколько десятилетий изучал генетические и морфофизиологические признаки (цвет глаз и волос, вкусовую чувствительность к фенилтиакарбомиду, наличие волос на средних фалангах пальцев рук, форму ушных раковин и другие) белорусских сельчан и жителей приграничных территорий.

Генетические и антропологические маркёры Алексей Игнатьевич сравнивал с данными археологических исследований, сведениями собранными языковедами и фольклористами. Всё идеально наложилось одно на другое: там, где отличаются диалекты, традиции, фольклор, наблюдается и определённое сходство жителей определённых местностей по крови, пишет газета  «Звязда».
В деревнях обмен генами происходил чаще всего между местными коренными жителями, в то время как города были более открытыми притоку генов со стороны. Алексей Микулич вспоминает даже свое детство, как отличались его односельчане и не такие уже далёкие соседи с Полесья: "Временами у полешуков случались неурожаи, они пешком шли в нашу местность, чтобы поменять что-нибудь на продукты. Они были одеты совсем по-другому, говорили на своём диалекте и мы их воспринимали, как "нетутэйших". О том, что белорусы в основном держались своей местности свидетельствуют архивы, или кладбища (жители деревень почитали предков и помнили своих дедов до пятого колена)".
Сегодня, благодаря деревням, откуда в основном в середине прошлого столетия пополнялись города, наблюдается высокая стабильность белорусского генофонда. На основе банка данных, собранных антропогенетиком, вырисовывается своя самобытная история белорусского этноса, в основе которого присутствуют дославянские балтские популяции и доисторические палеопопуляции на севере.
 
- В российской  прессе ставится под сомнение концепция общего происхождения восточных славян, мол, антропологические и генетические исследования показывают, что эти народы непохожи между собой. И что жители современной Российской Федерации ближе у туркам и финно-уграм. Вы согласны с этим мнением?
- В русских на самом деле бурлит турецкая и финская кровь, что связано с историей этой страны. Исследования, которые проводил я, свидетельствуют, что в крови жителей Беларуси монголоидная компонента почти не встречается, что говорит о том, что наш край не был под татаро-монгольским владычеством. Более того, как в моих, так и в исследованиях российских генетиков, прослеживается то, что общая тенденция изменчивости в пределах белоруской территории имеет направление с юга на север, а для российской - с запада на восток. Собранный мной материал антропогенетических маркёров по Беларуси и приграничных территориях был передан в Лабораторию генетики человека Института общей генетики имени Н. И. Вавилова.
На карте, созданной на основе генетических исследований, прослеживается, что "этническое облако" белорусов довольно компактное, российское - очень размытое, причем в центре российских популяций наблюдается большее сходство с финно-угорскими этносами, чем со славянскими. Так, белорусы и русские схожи по культуре, языку (что кстати, можно изменить за несколько поколений), но мы отличаемся по генотипу (а его изменить невозможно).
Также я участвовал в исследованиях, которые проводили поляки, по изучению славянского генофонда. Оказалось, что по информации, зашифрованной в генах, белорусы значительно ближе к своим западным соседям - полякам Мозовии. И это соответствует истории: расселение народов шло с запада на восток, но дальнейшая «европеизация» была остановлена татаро-монгольским нашествием. Кроме того ДНК-маркёры способны передавать информацию не только о том, в каком направлении шли миграции, но и о том,  как оседал народ на определённой территории. Собранные сведения свидетельствуют о генетической преемственности поколений -ещё можно «прочитать» информацию о Великом княжестве Литовском: современные жители территорий, которые входили в его состав, похожи по крови. 
- А насколько белорусы близки к праэтносу?
- Когда я в Московском университете защищал свою кандидатскую и докторскую работы, очень впечатлил российских ученых. Мною на Полесье найдены очень редкие резус-факторы. Определённая изолированность нашей территории - суровые природные условия, недостаток земли для ведения хозяйства в болотистой местности - содействовало тому, что сюда не было иммиграции, и, в свою очередь, содействовало тому, что тут этнос сохранялся в наиболее чистом виде. То же самое можно сказать и о территории украинского Полесья.
 - Современные бабушки замечают, что их дети не болели так часто, как их внуки. Может ли это быть связано с тем, что сейчас границы стали более открытыми (белорусы путешествуют по всему миру, плюс сюда приезжает больше иностранцев) и в результате к  нам попадают новые вирусы, которых раньше тут не знали?
- Чем более изолированный этнос, тем больше он деликатный. Приспособленность к определенному окружению формируется, если племя, этнос живет на одной и той же территории, с соответствующими условиями, в том числе, болезнями. На протяжении многих поколений он закаляется, вычищаются личности, неспособные выживать в таком окружении. Почему в Азии больше людей с геном В (ІІІ группа крови), а в Европе с геном А (ІІ группа крови)? В этих местах в прошлом существовали очаги эпидемий оспы и чумы. В результате отбора больше выживало людей с соответствующей группой крови. У аборигенов Австралии, Полинезии и индейцев Америки, которые в прошлом не перенесли эти болезни (но переболели чем-то другим), концентрация группы О (І) достигает почти  100 процентов. Последняя эпидемия оспы на Индостанском континенте затронула в основном людей А (ІІ) группы крови, среди умерших почти все с этой группой. Что-то похожее наблюдается и в наше время, когда вирус гриппа чаще и более жестко затрагивает людей с геном А. 
- Переселение чистых генетически сельчан (потому что они женились  в основном с жителями их же местности и на протяжении многих поколений держались одной и той же земли) в города с более генетически разнообразным населением повлияло на увеличение количества заболеваний?
- В результате «смешения крови» разных популяций, наоборот, формируется генофонд, сбалансированный по набору и частотах генов, которые обеспечивают достаточную выживаемость и большую сопротивляемость разным болезням.
Другое дело, что само городское окружение, экология способны воздействовать на генофонд. Естественный отбор не перестал действовать, скорее наоборот, сейчас, в связи с ухудшением экологии, он усилился.
Благодаря развитию медицины снижена детская смертность, но этнос от этого не становится сильнее, продолжительность жизни не стала больше, наоборот, она уменьшается (в Беларуси средняя продолжительность жизни мужчин сегодня составляет 60 лет) и растёт число заболеваний. Например, только в течение жизни поколения, которое живет сейчас (25-30 лет) в связи с накоплением отходов производства, радиоактивным, химическим загрязнением частота заболеваний удвоилась. Появились новые патологии. Даже логопеды отмечают, что увеличение языковых  проблем у детей связано с экологией.
В городах воздействие на организм человека сильнее, чем в деревне. И дело не только в загрязненном воздухе. Например, в городах среднесуточная и среднемесячная температура на несколько градусов выше, чем в деревнях. Летом города превращаются в "острова жары", задымленность, повышенная утомляемость людей ослабляет иммунитет, и люди чаще простывают. Накопление химических веществ в воздухе, воде и продуктах питания содействует росту аллергических заболеваний, снижение физической активности отражается на сердечнососудистой системе. Горожане в сравнении с сельчанами в 2 раза больше страдают от заболеваний органов кровообращения и дыхания.
- Что, на ваш взгляд, сейчас можно сделать для сохранения белорусского генофонда? Ну не пропагандировать же возвращение всех в деревню…
- А жаль. На само деле, самым лучшим вариантом для сохранения белорусского этноса, здорового поколения, было бы возрождение деревни. Но время, когда для её сохранения можно было что-то сделать, потеряно. Хорошо, что мне ещё удалось успеть собрать эти сведения с локальных популяций. А чтобы экологическое давление на здоровье нации было меньшим, мне кажется, в первую очередь нужно  сделать доступ к экологической информации более открытым.
Необходимо формировать правильную культуру поведения, чтобы не было таких  примеров, которые учёный видел во время своих командировок после аварии на ЧАЭС. Например, когда на загрязнённой территории тракторист пахал поле, а вместе с ним в кабине был его маленький ребёнок! Или как в районе, где местное руководство, после того, как узнало о том, что на их территории одно из болот самое загрязнённое, «чтобы меньше фонило», приказало торф оттуда рассыпать по окрестностям.
В одном из богатых районов  Алексей Микулич заметил рост заболевания детей, который был связан с… хорошими урожаями. Удобрения здесь использовали без нужного научного подхода, без меры, а это в первую очередь выявилось загрязнением питьевой воды, почвы.
Необходимо выполнять требования Орхуской конвенции, принятой в 1998 году и подписанной Беларусью. Определенные механизмы уже разработаны в других странах. За границей можно покупать более дорогую, но экологически чистую продукцию. Нам бы тоже это не помешало: пусть за деньги, но иметь возможность выбора того, что для людей и их потомков будет лучшим - безопасных продуктов, более чистых районов для проживания и т.д. 

←Минтранс Украины: третий танкер с нефтью для Беларуси еще не прибыл

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика