На складах ли собака зарыта?!
Хватит ли одного платежеспособного спроса населения, чтобы их разгрузить?
Склады, к сожалению, не подчиняются законам физики: заполняются они намного быстрее, чем разгружаются. Чтобы сдвинуть реализацию с мертвой точки, в прошлом году пришлось навалиться всем миром: банки начали выдавать льготные кредиты на приобретение белорусских товаров, зашевелились министерства и ведомства, придавая дополнительный импульс нерасторопным предприятиям, специально созданная межведомственная рабочая группа «подстраивала» законодательную базу для привлечения к реализации отечественной продукции предпринимателей… Переломить депрессивный период прошлого года удалось. Но до гимнов полной победы еще далеко. Худо-бедно, но большинство отраслей вписываются в графики разгрузки складов, многие даже идут с опережением. Но реальные запасы готовой продукции еще далеки от оптимального нормативного показателя. Многие большой резерв видят в привлечении к решению проблемы малый бизнес. Но смогут ли предприниматели снять все вопросы достаточно крупных предприятий — производителей потребительских товаров? Тем более когда самые затоваренные из них мирно сдают позиции даже на внутреннем рынке.
Кризис вроде бы сходит на нет, а разгружать склады, судя по всему, становится все сложнее. В прошлом году был большой резерв – малый бизнес и ИП. Многочисленными льготами, преференциями и призывами к патриотизму немалую часть ипэшников удалось переориентировать с импорта на отечественную продукцию. Доля мелких предпринимателей в реализации белорусских товаров с сентября прошлого года выросла почти в два раза и перевалила за отметку 16 %. Впрочем, радоваться еще рано: теперь начинается самое сложное – как удержать и развить этот успех. В прошлом году было слишком много не использованных ранее резервов. Чего стоит активизация оптовых баз по обслуживанию именно малого бизнеса. Но эти возможности уже исчерпаны. Теперь необходимы оригинальные и системные решения, которые бы надолго «привязали» ипэшную розничную торговлю к отечественным производителям.
За последние полтора года в стране сделано немало для разгрузки складов и вывода отечественных предприятий на стабильный сбыт. В прошлом году расчистить складские запасы удалось за счет импорта, который отдал свои позиции почти без боя, в основном благодаря внешним факторам. Разовая девальвация взвинтила стоимость зарубежных товаров, платежеспособный спрос стоял на месте… Словом, в некоторой степени козырные карты на внутреннем рынке сами собой попали в руки отечественных предприятий. Благоприятный момент использовали, привлекая к партнерству «рыночных» и «палаточных» торговцев. Но самое интересное: в одном месте нашли, в другом – потеряли. Пока предприниматели переключались на белорусские торговые марки, объемы продаж импорта наращивали магазины. Если в январе—мае прошлого года на долю иностранных телевизоров и стиральных машин в стационарных торговых точках приходилось 4,9 % и 49 %, то за аналогичный период этого года – 13,7 % и 54,3 %. Увеличили магазины реализацию и иностранных синтетических моющих средств, и строительных материалов, и швейных изделий. Словом, импорт не исчез, а плавно переместился с рынков на прилавки.
Передел розничного рынка вполне логичен. В кризис в большинстве стран население от активного потребления стало склоняться к накоплению. Белорусы не стали исключением. Несколько лет сбережения в расходах домашних хозяйств не превышали 4 %, за первые 4 месяцев 2010 года, согласно исследованиям Белстата, этот показатель увеличился до 5,2 %. В Западной Европе правительства всеми силами старались расшевелить население и заставить просто ходить в магазин, а не складывать заработки в кубышки на черный день. В Беларуси удалось вывести покупателей из спячки: общий объем розничного товарооборота за январь—апрель 2010 года вырос на 15,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но продажи активнее увеличивали торговые организации – на 15,7 %, а рынки и торговые центры прибавили лишь 13,5 %. Крупные розничные форматы серьезно потеснили ипэшников. Сценарий закономерный, прорепетированный и проигранный в большинстве развитых стран и государств СНГ и Восточной Европы. Кризис только способствовал наращиванию лидерства сетевиков. Логистикой и оптимизацией издержек «большие» торговцы смогли выйти на оптимальный уровень цен, учитывая официальный статус покупки в магазине. А маркетинговыми стратегиями и агрессивной рекламой именно крупным форматам удалось затронуть потребительскую струнку белорусов, убедить не откладывать, а сделать покупку сегодня.
В итоге начинает вырисовываться стандартная для отечественных производителей ситуация – они лихо усиливают свои позиции в сегментах розничной торговли. Отечественные товары и преференции, которые дает их реализация, – один из последних шансов индивидуальных предпринимателей остаться в сфере розничной торговли. В сегменте импорта палатки не выдерживают конкуренции. Сегодня малый бизнес уже готов активно идти на периферию. Интерес предпринимателей к развозной торговле в деревнях и селах есть. Если снять некоторые административные барьеры, частники с удовольствием продублируют автолавки потребкооперации. Развитие торговли в крохотных населенных пунктах – замечательное начинание. Но насколько село сможет помочь расчистить склады? Наша страна небольшая, и деревенский житель не был полностью оторван от «товарной» цивилизации. Да, как показали исследования Министерства экономики, немало сельских жителей приобретали товары не по месту проживания, а в соседних городах. Словом, доступ к продукции был, только несколько затрудненный. Увеличит ли покупательский платежеспособный спрос сельского жителя приближение прилавка к его дому? Раньше товар приобретали в городе, теперь будут на околице. Согласен, удобно, но с макроэкономической точки зрения от перемены слагаемых сумма не меняется, как и совокупные объемы сбыта.
Проблема складских запасов долгоиграющая. Но де-факто она уже потеряла статус национальной. В кризис продажи падали практически у всех брендов, в том числе и импортных. Самым поворотливым удавалось неимоверными усилиями удерживать продажи. Большинство же о росте и не помышляли. Но аховые времена уже прошли. При динамике роста розничного товарооборота 15,1 % сидеть на запасах готовой продукции может только ленивый. Да и в кулуарах представители профильных министерств и ведомств признают: запасы продукции – болезнь одних и тех же предприятий. Этот вирус они подцепили давно, страдали от него и в успешные годы, и в неблагоприятные времена. И малый бизнес таким производителям не поможет. Впрочем, даже административными мерами иной топ-менеджмент расшевелить сложно. Вот и работа по созданию делового торгового центра «Белресурсами» показала – в бой рвутся лидеры. В арендаторы площадей в Минске на улице Казинца, 4 записались известные отечественные фирмы: «Купалинка», Лидская лакокраска, «Белшина» и некоторые другие. А депрессивные производства в который раз проигнорировали «вкусное» предложение от государственной организации. Ставка аренды установлена для торговых площадей более чем демократичная – 16—18 тысяч за метр квадратный. И, как утверждают в «Белресурсах», очередь пока не выстроилась…