Самые состоятельные белорусы уезжают из столицы

Источник материала:  
Белорусские Рублевка и Барвиха формируются у нас на глазах. «EJ:Недвижимость» – об этом и других трендах рынка загородной недвижимости.«Если бы сказали, что покупать недвижимость будет нельзя, это был бы подарок судьбы», – размышляют риэлторы, вспоминая весенний бум спроса на автомобили, как раз совпавший с полным штилем на рынке загородной недвижимости.

Смена сезона принесла и смену ориентиров: покупатели, сконцентрировавшиеся пару-тройку месяцев назад исключительно на инвестициях в «движимое» имущество, сегодня, похоже, вспомнили о недвижимом.

– Рынок немного оживился. Уже в мае-июне покупатели стали смотреть коттеджи – начался сезон, и людей потянуло к земле, – рассуждает Дмитрий ЧЕРНУШЕВИЧ, директор филиала АН «Загородный дом».

Причем за время кризиса перемены на этой самой земле случились значительные: и в участниках, и в ценах, и в покупательских приоритетах.

– Многие застройщики этого сегмента вынуждены были уйти с рынка. Как, например, те «частники», которые строили коттеджи и «коробки» на продажу, – рассказывает «EJ:Недвижимость» Д.Чернушевич. – Если раньше в пригороде столицы они в среднем могли рассчитывать продать «коробку» где-то за 200 тысяч долларов, а готовый коттедж с отделкой – за 400 тысяч, то сегодня покупатель ожидает от них ценника соответственно в 120–130 тысяч и 250–300 тысяч долларов.

Да и сегодня стало дешевле построить дом самому: некоторые стройматериалы упали в цене (1 куб того же силикатного блока раньше стоил около 120 долларов, сегодня – примерно 70 долларов), и небольших размеров коттедж площадью 150–200 кв.м с минимально пригодной для жизни отделкой обойдется в 120–130 тысяч долларов. Не удивительно, что кое-кто из продавцов при таком раскладе за последний год «попал» на деньги.

– Пока наш загород, конечно, отстает о города: на этом рынке до сих пор нет «первички». Есть первые попытки у одной-двух строительных компаний, но в их поселках цены запредельные: от 500 тысяч долларов за готовый коттедж и около 200 тысяч долларов за землю! – отмечает собеседник «EJ:Недвижимость», отнюдь не умаляя важную роль «пионеров». – Всегда кто-то должен быть первопроходцем. Именно благодаря им если не в этом и не в следующем году, то, во всяком случае, в обозримом будущем можно говорить о развитии первичного загородного рынка недвижимости.

В целом «цена вопроса» в этом сегменте сегодня упала почти вдвое и, по оценкам экспертов, вернулась к уровню 2005–2006 годов. Правда, до осознания этой цифры мы еще, видно, не дошли.
– Во всем мире цены на недвижимость упали в три раза, поэтому часть людей продолжает выжидать. Тем более что нынешние цены все еще остаются очень дорогими и не по карману белорусскому покупателю, – подчеркивает Д.Чернушевич.

Те же, кто может себе позволить загородный дом, сегодня очень тщательно подходят к его выбору, чем тоже не облегчают жизнь продавцов, не успевших перестроиться на новый эволюционный виток развития сегмента.

– В кризис люди научились считать свои сбережения и четко знают, чего хотят. Как ни странно, состоятельных клиентов сегодня стало больше, все чаще покупатели интересуются элитными домами, в то время как раньше смотрели в основном загородную недвижимость эконом-класса, – делится наблюдениями Д.Чернушевич и оптимистично добавляет: – Наши покупатели становятся более цивилизованными.

Действительно, нерациональный гигантизм 90-х годов, выражавший амбиции хозяев коттеджей в их «дворцеподобных» жилых площадях по 600–700 кв.м, сегодня не интересен – на смену монументальным мавзолеям постепенно приходят аккуратные современные дома.

По мнению собеседника «EJ:Недвижимость», Минску в будущем предстоит довольствоваться ролью бизнес-центра для самых богатых и к тому времени уже бывших его жителей, которые сегодня, хоть и понимают все плюсы и минусы городской жизни, начинают все-таки отдавать предпочтение загородной.

– Состоятельные люди уехали из города, и вокруг Минска сформировалась однородная элитная среда. Так, самые востребованные, а следовательно, и дорогие направления сегодня – Логойское и Московское. Здесь земельные участки до сих пор в цене – от 50 тысяч до 100 тысяч долларов. А самые непопулярные – Слуцкое и Могилевское направления, – отмечает директор филиала АН «Загородный дом». – Более того, покупатели жилья уже сегодня предпочитают уезжать подальше от Минска и ближе к природе – за 30, но не дальше 50–60 км от МКАД, где в какой-нибудь деревеньке покупают простой хороший дом для отдыха.
А вот земля по-прежнему остается в цене.

– Земля – это подарок судьбы, – рассуждает Дмитрий Чернушевич. – И жаль, когда она попадает не в те руки.

Понятно, в первую очередь это камень в огород очередников, бесплатно получающих земельные участки в пригороде для строительства домов как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

– Как человек, который не может построить однокомнатную квартиру, сможет построить дом? – задается риторическим вопросом собеседник «EJ:Недвижимость». – Когда начали выделять участки, люди, помнящие цену на землю в пригороде столицы, доходившую до 200 000 долларов, чуть ли не дрались в сельсоветах за бесплатные участки... Подставные люди, льготники – кому угодно доставалась земля. Строиться там большинство из них не будет, в лучшем случае, может, лет через пять... На мой взгляд, эффективнее было бы сразу участки продавать с аукциона с начальной ценой, соответствующей ее кадастровой стоимости, и тем, кто реально хочет и может построить дом. На вырученные деньги могли бы строить в городе те же многоквартирные дома для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пока основная масса владельцев участков просто выжидает: пока Госконтроль, прокуратура продолжают интересоваться судьбой полученной от государства земли, пытаясь пресечь попытки нажиться на них. Но если все-таки, как ходят слухи, выйдет законопроект, который сделает обязательным для консервации участок с недостроем 70–80% готовности объекта, люди начнут активно продавать землю, рынок оживится.

Крынiца: Ежедневник
←Республиканский бал выпускников вузов Беларуси пройдет сегодня в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика