В поисках утраченного
В поисках утраченного
История православных храмов Гомельской области сродни многотомной книге судеб, страницы которой открывают нам и «седую старину», и первые шаги зарождающейся духовности, и драматизм «серпа и молота», и светлое возрождение. Но судьба православия такова, что многие детали и штрихи прошлого рискуют стереться из памяти вместе с уходом предыдущих поколений. Оттого сохранившееся сегодня особенно ценно.
Если обратиться к истокам христианства в Посожье, археологические находки дают нам интересную информацию. При раскопках в этих местах в руках ученых–историков оказались нательные крестики, относящиеся к XI — началу XII века. Здесь же археологи обнаружили «очертания» древнего монастыря в пещере. По тем временам Гомий, нынешний Гомель, слыл достаточно богатым городом Черниговского княжества и его церкви относились к одноименной епархии, подчинявшейся Киевскому митрополиту. Серьезные испытания для окрепшего гомельского православия начались с середины XVI века, когда заметно усилилось польское влияние и православная церковь, ее духовенство стали подвергаться преследованию. Пару веков такой политики плюс несколько масштабных пожаров — и на изломе XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась всего одна православная церковь!
Духовная оттепель случилась лишь спустя многие десятилетия. Небывалого размаха храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. С его помощью нашлись средства и на постройку духовной школы в городе. К слову, в начале XIX века ректором училища, статус которого впоследствии получила школа, стал протоиерей Иоанн Григорович, известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия»...
За эти стремительные годы только в Гомельском повете возвели 14 церквей. В городе появилось два первых каменных храма: Свято–Петро–Павловский и Свято–Троицкий. Набрали силу пять церквей и монастырь, духовное и церковноприходское училища. В начале XX века в Гомеле открылись Успенская железнодорожная и Преображенская каменная церкви (1901), Полесская Свято–Николаевская церковь и Георгиевская армейская (1904).
Камерное явление — так называемые домашние церкви. К этому времени они действовали в духовном училище, здании мужской гимназии, замке княгини Ирины Паскевич. В 1895 году трудами мирового судьи Бренчанинова при тюрьме была построена и освящена Александро–Невская церковь...
У каждого своя история, и в каждой истории найдутся особенные, иной раз уникальные страницы. И здесь нельзя не вспомнить Спасо–Преображенский храм — один из древнейших на Гомельщине, биография которого берет начало с XVI века. В первозданном виде он, увы, не сохранился, возрождается только сейчас. Зато многое сохранили архивные записи. С Преображенским храмом тесно связана судьба видного церковного композитора Николая Владимировича Бутомо, уроженца Гомеля. В стенах Преображенского храма начинающий 20–летний композитор написал свои первые произведения — достояния церковной хоровой культуры. На его долю выпало немало житейских испытаний. В 1927 году отца арестовали за служение панихиды по бывшему императору Николаю и отправили в ссылку, после чего Преображенский храм закрыли и разрушили. Сыну Николаю с семьей пришлось скрываться. Служение вере и музыке Бутомо продолжил в Добруше — регентом церковного хора. За многотрудную и долгую жизнь (умер композитор в 1983 году) Николай Бутомо написал свыше 300 произведений, которые исполняются хорами Беларуси, России и Украины.
Безусловное сердце города и Гомельской православной епархии — Гомельский кафедральный собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла, один из самых величественных православных храмов Беларуси. Его созданием мы обязаны государственному деятелю, меценату и филантропу — графу Николаю Петровичу Румянцеву, тогдашнему владельцу гомельского имения. Идея строительства величественного храма появилась, когда граф занимал пост министра иностранных дел России. По задумке Румянцева будущий собор должен был явить собой сочетание лучших традиций классической архитектуры того времени, напоминая фрагментами Казанский собор в Петербурге, церковь Святой Женевьевы в Париже, собор Святого Павла в Лондоне. Николай Румянцев обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить «устроить в Гомеле каменную церковь». К прошению прилагался проект известного английского архитектора Джона Кларка. Духовная консистория одобрила проект, и архиепископ наложил на прошение резолюцию: «На заложение церкви грамоту изготовить».
18 октября (по старому стилю) 1809 года на территории графского парка состоялся торжественный чин закладки нового храма в честь святых апостолов Петра и Павла. А в 1872 году храму официально придан статус собора. Его часто посещали знаменитые люди: философы и литераторы, августейшие особы. Несколько раз приезжал в Гомель царь Николай I и бывал в соборе Петра и Павла. В городе над Сожем гостили Александр II с супругой Марией Александровной. Гомель посещали великие князья Константин, Михаил, Николай.
В 30–х годах прошлого века собор постигла всеобщая участь: храм закрыли и перестроили. Были разрушены колокольни, уничтожены купольные кресты и иконы, не стало настенных фресок и росписи. Затем службы были разрешены. Но в 60–е годы храм вновь «превратился» в городской планетарий. Только в 1989 году собор вернулся к верующим.
При содействии информационного отдела Гомельской православной епархии.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК