Литва не теряет надежды убедить Беларусь не строить АЭС возле границы
По итогам консультаций между Литвой и Беларусью по белорусской АЭС, состоявшихся 18 июня в Минске, директор департамента по предотвращению загрязнения окружающей среды Министерства окружающей среды Литвы Виталюс Ауглюс, ответственный за переговоры, дал свой комментарий специально для «Белорусских новостей» с оценкой позиций сторон.
Двусторонние консультации состоялись по инициативе Литвы в рамках Конвенции Эспоо по оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте ЕЭК ООН.
— Как Вы оцениваете результаты консультаций?
— Мы договорились, что в двухнедельный срок официально направим в Минприроды Беларуси позицию литовской стороны по результатам этих консультаций.
Могу сказать, что у прошедших переговоров есть два результата. Во-первых, мы не удовлетворены ответами по Островецкой площадке и неадекватностью изучения ее альтернатив.
Второе — мы просим у белорусов дополнительную информацию по Отчету о воздействии на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС, потому что мы видим, что документ постоянно меняется. Уже появилась 600 страничная версия. И мы ее увидели только к окончанию переговоров. Этот факт является для нас препятствием, то есть во время консультаций у нас был неполный объем информации.
— Но ведь 600-страничная версия ОВОС появилась на сайте ГУ «Дирекции строительства белорусской АЭС» уже в марте этого года…
— Да, но белорусская сторона заблаговременно не уведомила нас об этом, а мы, в свою очередь, не должны постоянно отслеживать изменения на сайте Дирекции.
За два дня перед консультациями белорусская сторона направила нам таблицу с ответами на наши вопросы. Там была ссылка на этот новый шестисотстраничный отчет, который был выложен в интернете 4 марта. Таким образом, наши специалисты и общественность не смогли до слушаний в Вильнюсе ознакомиться с этой информацией.
— Удалось ли убедить белорусскую сторону в необходимости пересмотра выбора Островецкой площадки для строительства АЭС?
— Мы спросили, есть ли возможность, что резервные площадки для АЭС смогут стать приоритетными. Белорусская сторона ответила, что это маловероятно, несмотря на наши заявления.
— Изменилась ли позиция Литвы по белорусской АЭС после прошедших консультаций?
— Позиция Литвы по Островецкой площадки остается той же. Возможно, белорусская сторона и обиделась, что мы считаем критерии выбора данной площадки неясными. Нам не были представлены ни обоснования выбора Островецкой площадки, ни полноценные данные о ее альтернативах. Мы буквально тянули белорусов за язык. И, в конце концов, мы получили некоторые объяснения, которые нас никак не убедили. Мы по-прежнему считаем, что в случае строительства АЭС опасность для столицы нашей страны будет слишком велика, и что Островецкая атомная станция окажет на Вильнюс неприемлемое влияние в штатном режиме работы.
Наша позиция остается твердой, и мы будем использовать все переговорные и политические способы для ее достижения.
— Как Вы оцениваете перспективы диалога между Литвой и Беларусью по вопросу строительства белорусской АЭС?
— Самое главное, что мы думаем, что сможем убедить белорусскую сторону.
— Будет ли Литва прибегать к помощи секретариата конвенции Эспоо в затруднительных ситуациях?
Я думаю, что мы будем уведомлять секретариаты конвенций Орхусской и Эспоо о возможных затруднениях и тех, что у нас сейчас есть. И, насколько нам известно, секретариат конвенции Эспоо тоже делает запросы Беларуси по поводу строительства АЭС, но она не торопится отвечать.
— Каково мнение Юкиа Амано, генерального директора МАГАТЭ, чей официальный визит в Литву состоялся в середине июня этого года, по поводу ситуации с площадкой для белорусской АЭС?
— Мы запрашивали мнение МАГАТЭ, но еще не получили прямого ответа, и они, по крайней мере, информированы о том, что у нас сложилась такая ситуация с площадкой для белорусской АЭС.
Татьяна НОВИКОВА