Перекрывай и властвуй

Источник материала:  
Потеря рычагов влияния на события в Кыргызстане делает сомнительными претензии России на доминирование на постсоветском пространстве.Обращение временного правительства Кыргызстана к России с просьбой о вводе войск для урегулирования межэтнического конфликта и последовавшая за этим 14 июня встреча секретарей советов безопасности государств - участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вновь привлекли внимание к событиям в этой стране. Возрастает ли отныне вероятность военного сценария развития конфликта?

ОДКБ выжидает.

Напомним, по результатам данных консультаций официальных решений об отправке войск в Кыргызстан, равно как и о поставках туда оружия, на встрече секретарей совбезов принято не было. Удалось лишь договориться о том, что республика получит всю необходимую техническую помощь для наведения порядка на юге страны.

По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, речь идет, в частности, о наземном транспорте, вертолетах и ГСМ. А по некоторым данным, также о спецсредствах для подавления беспорядков. В качестве дополнительного комплекса мер Кыргызстану была обещана помощь в выявлении организаторов беспорядков и привлечении их к уголовной ответственности.

Как заявил, оценивая результаты встречи, президент России Дмитрий Медведев, если ситуация будет ухудшаться, не исключена вероятность созыва еще одного совещания секретарей советов безопасности стран ОДКБ или даже срочного заседания глав государств ОДКБ.

Однако, как следует из контекста, эти слова вряд ли означают, что вопрос о применении военной силы может быть решен упомянутыми выше органами. Ведь еще в субботу, 12 июня, Д. Медведев дал понять, что Россия не намерена использовать свои войска для наведения порядка в Кыргызстане.

Что же касается миротворческих сил из состава Коллективных сил оперативного развертывания, то они могут начать выполнение соответствующей миссии лишь после принятия решения в соответствии с уставом ООН и консультаций со всеми участниками этой организации.

Закон найти можно.

Говоря о причинах де-факто отрицательного ответа ОДКБ на запрос самопровозглашенных властей Кыргызстана, следует помнить о сложности юридической процедуры принятия решений в этой организации.

Согласно уставу ОДКБ решение о миротворческой операции на территориях государств ее участников принимается президентами с учетом национального законодательства и на основании официального обращения государства-члена единогласно (консенсусом). В данном случае Узбекистан, Таджикистан и Казахстан выступают против такой акции, мотивируя это тем, что происходящее является внутренним делом Кыргызстана.

Власти этих стран опасаются, что, отправив миротворческую миссию в Кыргызстан, они могут получить аналогичный конфликт в собственных странах. Кроме того, миссия под эгидой Москвы снова усилит влияние бывшего колонизатора.

Но нынешние киргизские власти при всем желании не имеют правовых оснований и для приглашения на свою территорию войск любого отдельного иностранного государства (и России в частности). Они не могут представить руководству этого государства письменное обращение (с обоснованием причин) легитимного главы Кыргызстана, ратифицированное парламентом. По этой же причине останется без последствий и их обращение в ООН.

Правда, здесь следует сказать, что некоторые эксперты находят правовые основания для немедленного вмешательства России в киргизские дела. Среди пострадавших в межэтнических конфликтах есть и русские. А посему поправка к закону об обороне позволяет главнокомандующему, которым является президент РФ, применить вооруженные силы для защиты своих соотечественников за рубежом. Одним словом, причина нежелания России вмешиваться в конфликт в Кыргызстане - отнюдь не юридическая.

Просят пострелять.

Оценивая позицию Москвы, политолог из Бишкека Марс Сариев делает предположение, что российская сторона выжидает по нескольким причинам. С одной стороны, "боится ввязаться во второй Афганистан", с другой - понимает, что часть киргизского населения воспримет войска как "оккупационные силы".

Между тем временно возглавляющая Кыргызстан Роза Отунбаева весьма двусмысленно обосновывает просьбу о вводе российских войск. Из ее слов следует, что низкая эффективность действий местных военных при наведении порядка объясняется их нежеланием стрелять на поражение. "На юге страны все друг друга знают и многие приходятся друг другу родственниками:" Необходима некая третья сила, которая бы "одинаково строго относилась к обеим противоборствующим силам". То есть стреляла бы на поражение не колеблясь.

Это де-факто заставило бы Россию явно встать на сторону одной из противоборствующих сил.

Плюс новые вызовы.

Между тем конфликт на юге Кыргызстана - это не вспышка насилия, вызванная сиюминутными причинами, а лишь один из симптомов перманентного кризиса, порожденного глубинными экономическими и политическими процессами.

Как считает генерал-полковник Леонид Ивашов (возглавлявший в Минобороны РФ главное управление международного военного сотрудничества), вряд ли организатором беспорядков в Оше и Джалал-Абаде является отстраненный от власти экс-президент Курманбек Бакиев.

Всплеск межэтнических волнений обусловлен социальным расслоением общества. В условиях безвластия скрытые, но годами тлеющие противоречия принимают открытую форму. Нечто подобное наблюдалось ровно 20 лет назад, в июне 1990 г., когда в этих же районах Кыргызстана произошли жестокие кровавые стычки между киргизами и узбеками.

Весомость мнению Л. Ивашова придает не только его происхождение из Кыргызстана. В 90-е годы он был одним из руководителей армейской операции по урегулированию межэтнического конфликта в Ферганской долине. Однако за прошедшие с той поры десятилетия к традиционным внутренним региональным проблемам - борьба за землю и доступ к пресной воде - добавились такие новые внешние вызовы, как наркотрафик и радикальный исламизм.

C момента провозглашения независимости власть в этой типичной среднеазиатской стране является инструментом обогащения и подавления. Она переходит (не без внешнего, читай: российского влияния) от одной насквозь криминализированной элиты к другой, мало чем от нее отличающейся. Но после последнего переворота ситуация вышла из-под контроля его инициаторов. Сегодня органы власти в Кыргызстане существуют лишь номинально и не в состоянии выполнять свои основные функции.

Так что, войдя туда для локализации этнического конфликта, российской армии, скорее всего, придется взять на себя и обязанности парализованных государственных структур.

Конечно, Москва, оставив без внимания возможную негативную реакцию мирового сообщества, могла бы попытаться переделать политические институты и сформировать менее одиозную элиту. Но подобная цивилизаторская миссия может стать практически бессрочной, причем выигрыш России отнюдь не однозначен.

Но самое главное - это то, что она с большой долей вероятности вообще может не справиться с задачей такой сложности, потому как до сих пор Кремлю это не удается сделать даже на собственной территории (один Кавказ чего стоит).

Получилось как всегда.

Похоже, что именно эти соображения определяют нежелание Москвы вводить войска в Кыргызстан. Даже несмотря на то, что, как заявил Д. Медведев 18 июня в интервью газете The Wall Street Journal, существует вероятность прихода там к власти радикалов, причем абсолютно легальным путем: "Тогда мы можем получить Киргизию, которая будет развиваться по афганскому сценарию периода талибов...". Со всеми вытекающими отсюда опасностями.

По какому руслу будут развиваться события в Центральной Азии в целом, сейчас предсказать достаточно трудно. Однако есть основания утверждать, что дестабилизация ситуации в Кыргызстане является следствием недальновидной политики России на постсоветском пространстве.

В последние годы российской правящей элите показалось, что, манипулируя поставками энергоносителей по принципу "перекрывай и властвуй", она может определять расстановку сил в бывших советских республиках, влияя на их внутреннюю экономическую политику и внешнеполитический курс. Насколько можно понять, в число своих достижений на этом поприще в Москве до недавних пор зачисляли и смену власти в Украине (с последующим соглашением по Черноморскому флоту), и отстранение Бакиева.

Сейчас, судя по всему, по похожему сценарию разворачивается операция по обузданию Лукашенко. Вряд ли на кону на данный момент стоит его "голова". Но вот желание "перекрыть кислород" (в роли которого - нефть и природный газ) строптивому белорусскому президенту, тем самым уменьшив ему поле для маневра, просматривается вполне явственно.

Однако, судя по последним событиям в Кыргызстане, казавшаяся еще недавно многообещающей стратегия имеет серьезные изъяны, и локальная победа вполне может превратиться в генеральное поражение.
←Сюрприз будет

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика