Во что обуют белорусов
Правда ли, что белорусским обувным предприятиям потребуется лет пять, чтобы насытить рынок качественной обувью?
Галина ГАВРИЛЬЧИК, Осиповичи.
По оценкам специалистов, из трех пар обуви на белорусском внутреннем рынке только одна сшита у нас, остальные завезены из-за рубежа. Очевидно, что отечественная продукция теряет свои позиции и уступает место импортным товарам. В то же время модная белорусская обувь пользуется спросом, но она в явном дефиците – все лучшее, причем по щадящим ценам, в магазинах сразу же разметают. А тем, кому своего не хватило, ничего не остается, как покупать тот же импорт.
Потребители подняли планку
В концерне “Беллегпром” отмечают, что обувь белорусских производителей в последнее время стала более востребована на белорусском и многих зарубежных рынках. Немало случаев, когда отечественный производитель не успевает удовлетворять заявки торгующих организаций по ряду моделей, пользующихся повышенным спросом. Хотя за первые три месяца этого года кожаной обуви было выпущено на 14 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года, и на 40 процентов увеличились поставки обуви за рубеж. Вероятно, наш покупатель, получивший представление о “качестве” обуви, ввезенной из стран Юго-Восточной Азии и некоторых других регионов, начал менять приоритеты и повернулся в сторону отечественных товаров. Хотя в последние годы доля отечественной обуви на рынке составляла около 30 процентов. Поэтому сейчас концерн принимает все меры, чтобы коренным образом изменить ситуацию и удовлетворить растущий спрос отечественного покупателя на качественную, комфортную и соответствующую мировым тенденциям обувь. Для этого в “Беллегпроме” разработали концепцию развития кожевенно-обувной отрасли до 2015 года, реализация которой, по мнению специалистов, позволит почти в два раза увеличить выпуск обуви и заметно улучшить ее качество.Хотя над повышением ее качества работают постоянно. Кстати, наши стандарты на обувь одни из самых жестких в странах СНГ. Но все же иногда поступают нарекания потребителей на “отклейку подошвы, отдушистость кожи, растрескивание ее лицевого слоя, осыпание красителя”. Надо отметить, что с ростом доходов населения требования к качеству товара тоже увеличиваются.
Импорт для ассортимента
Если обувная отрасль будет развиваться согласно принятой концепции, то как изменится к 2015 году отечественный обувной рынок? Неужели импорт вовсе исчезнет?— У нас нет цели полностью занять белорусский рынок. Это и не нужно. Покупатель должен иметь выбор, соответствующий его вкусам и карману, — уверена заместитель председателя концерна “Беллегпром” и одна из разработчиков этой концепции Людмила ТЯГЛОВА. — Наша задача — чтобы белорусская обувь была широко представлена на белорусском рынке и достойно конкурировала с зарубежными аналогами. Но мы не можем мириться и с такой ситуацией, когда около 70 процентов нашего внутреннего рынка занимает импортная продукция, причем не всегда высокого качества. По мнению западных экономистов, отечественная продукция должна обеспечивать как минимум половину потребности населения страны в обуви. А импорт может лишь дополнять рынок той обувью, которую в стране не производят. Поэтому к 2015 году концерн будет стремиться увеличить ее производство в 1,9 раза, чтобы она занимала около 50—60 процентов рынка. Для достижения этих целей предстоит разрешить накопившиеся в обувной отрасли проблемы, которые препятствуют ее развитию. Это и недостаток специалистов по отдельным технологическим процессам, и высокий моральный и физический износ оборудования на предприятиях. Производство получается материало-, трудо- и энергоемким в высокой степени, и предприятия несут убытки. А многие виды сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для выпуска качественной, конкурентоспособной обуви, покупаются за рубежом. Соответственно предприятия зависимы от условий, которые выдвигают иностранные партнеры, поставляющие необходимые комплектующие. Поэтому сейчас стоит вопрос о расширении существующих и организации новых производств комплектующих для выпуска кожи, обуви, кожгалантерейных изделий.Чтобы решить эти основные проблемные вопросы, в первую очередь нужны средства. Концепцией предусмотрено ежегодное наращивание инвестиций в основной капитал. Для этого сейчас привлекаются кредиты, идет поиск инвесторов, изучается возможность создания совместных производств с иностранными партнерами. И если все задуманное получится, недостатка в добротной отечественной обуви мы больше не почувствуем.