Городской парламентарий – должность ответственная

Источник материала:  

Для успешного развития современному обществу необходимы дееспособные местные органы власти, призванные решать самые насущные, «приземленные» проблемы белорусских граждан. На прошедших недавно местных выборах в Минский городской Совет депутатов был избран гвардии полковник в отставке, заместитель председателя Республиканского совета Белорусского союза офицеров Георгий АТАМАНОВ. Георгий Петрович рассказал корреспонденту военного информационного агентства «Ваяр» о своей депутатской и общественной деятельности.

— В белорусском обществе бытует мнение, что местные Советы депутатов выполняют всего лишь представительскую роль при городских, районных и областных органах исполнительной власти: насколько подобные утверждения соответствуют действительности и каковы полномочия Минского городского Совета?

— Накануне выборов в местные Советы Национальным собранием Республики Беларусь были внесены существенные поправки в избирательное законодательство, которые сделали избирательный процесс значительно более демократичным и прозрачным. Прошедшая избирательная кампания проводилась уже по новым правилам. Местные Советы депутатов избраны гражданами соответствующих административных территорий сроком на четыре года.

Столичный городской Совет депутатов — это представительный государственный орган и основное звено системы местного самоуправления города-героя Минска. Он имеет большой круг полномочий и самостоятельно решает вопросы социально-экономического и общественно-политического развития города, используя для этого как собственную материально-финансовую базу, так и привлеченные средства. В своей деятельности Минский городской Совет исходит из интересов столичных жителей и общегосударственных задач, учитывая при этом особенности развития города как столицы Республики Беларусь.

Минский городской Совет призван обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления и собраний граждан, а также проведение (если возникнет такая потребность) городских референдумов.

Мингорсовет рассматривает предложения горожан по принятию Советом тех или иных решений, вопросы участия граждан в финансировании или возмещении расходов городского бюджета на определенные ими же цели. Кроме того, городской Совет уделяет особое внимание сохранению и восстановлению историко-культурных ценностей. В центре внимания городских парламентариев постоянно находятся и вопросы, связанные с предупреждением и устранением чрезвычайных ситуаций, обеспечением пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности. Используются также различные формы приобщения граждан к государственным и общественным делам.

Мингорсовет утверждает Устав города Минска, описание его символов (герб, флаг, гимн) и правила их использования, устанавливает административно-территориальное устройство столицы, а также регулирует порядок проведения административных процедур на территории Минска.

Минский городской Совет является учредителем городских средств массовой информации и осуществляет международное сотрудничество. Он обладает также правом присваивать звание почетного гражданина города Минска и определяет его статус.

Минский городской Совет утверждает в должности председателя Минского горисполкома, а также отменяет неправомерные распоряжения председателя Совета, председателя Мингорисполкома и подобные решения администрации районов Минска.

В своей деятельности Минский городской Совет опирается на соответствующую правовую базу. Это Конституция Республики Беларусь, законы «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О статусе столицы Республики Беларусь — города Минск», «О статусе депутата местного Совета депутатов» и другие правовые акты, в том числе и международного характера. В своей работе Совет подотчетен гражданам, проживающим в Минске, является юридическим лицом и обладает правами областного и базового Советов депутатов.

Так что круг вопросов, находящихся в ведении Минского городского Совета, весьма обширен.

— А что собой представляет нынешний депутатский корпус городского парламента?

— В Минский городской Совет впервые избраны 57 депутатов, ранее он работал в составе 55 человек. На состоявшейся первой сессии были сформированы органы управления Совета и его девять постоянных комиссий по различным направлениям деятельности. Председателем Мингорсовета избран Михаил Федорович Саванович. Заместителями председателя стали ректор Белорусского государственного аграрно-технического университета Н. Казаровец и заместитель главы администрации Московского района Т. Калитина, избран также президиум Совета депутатов в количестве 13 человек.

Столичный депутатский корпус отличается высоким образовательным уровнем: 96,5 процента имеют высшее образование, четверо — ученые степени. Профессиональная принадлежность депутатов Мингорсовета свидетельствует о том, что нынешнему составу городского парламента по плечу решение самых сложных вопросов. Так, 20 депутатов трудятся на предприятиях промышленности, транспорта и связи, 6 работают в учреждениях образования, культуры, науки и спорта, 8 — в сфере здравоохранения и социальной защиты, 4 являются торговыми работниками. Трое депутатов служат в Вооруженных Силах и правоохранительных органах, еще трое являются деятелями отраслевых профсоюзов, четверо работают в органах государственного управления. 31 депутат — руководители предприятий, учреждений и организаций.

Среди народных избранников 15 женщин, 20 человек имеют опыт депутатской деятельности. По возрасту Мингорсовет характеризуется следующим образом: до 30 лет — 4 человека, от 30 до 60 лет — 50 и старше 60 лет — 3 человека.
В составе Минского городского Совета пять представителей политических партий: по два от Коммунистической партии Беларуси и Белорусской социально-спортивной партии и один от Республиканской партии труда и справедливости.

Как видим, вновь сформированный состав Совета обладает завидными деловыми качествами, что, верится, позволит ему успешно исполнять свои депутатские обязанности на благо Минска и минчан.

— Расскажите более подробно о хозяйственных полномочиях Минского городского Совета депутатов.

— Рассуждения о якобы безвластных Советах депутатов — не более чем надуманные заблуждения. Достаточно посмотреть на закрепленные законодательством полномочия местных Советов, чтобы убедиться в этом. Вот только перечень некоторых городских программ, разработка и выполнение которых непосредственно зависят от депутатов городского Совета. Это программы жилищного и дорожного строительства, благоустройства территорий, коммунально-бытового и социального обслуживания, поддержки предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и другие. При этом депутатами Мингорсовета осуществляется постоянный контроль за их исполнением.

К исключительному ведению Совета относятся формирование прогнозов социально-экономического развития Минска, определение местных налогов и сборов, утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении.

Кроме того, городской Совет активно содействует развитию в столице промышленного и сельскохозяйственного (Минский тепличный комбинат, личные подсобные хозяйства и др.) производства, создает благоприятные условия для деятельности малого и среднего предпринимательства. В частности, Мингорсовет может изменить сроки уплаты налогов и пени, освободить от перечисления в городской бюджет доходов, полученных от переданного в пользование имущества, которое находится в коммунальной собственности. Совет утверждает также предельный размер долга, который могут иметь Мингорисполком, администрации районов Минска и сам Мингорсовет в очередном финансовом году.

— Вы возглавили постоянную комиссию Совета — Мандатную, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям. Даже из ее названия видно, что круг решаемых задач достаточно обширен. Кто входит в вашу комиссию, как ведется работа, каким вопросам вы отдаете предпочтение?

— Постоянные комиссии являются основным рабочим инструментом деятельности Минского городского Совета и формируются из числа депутатов Мингорсовета по принципу самозаписи. Они занимаются предварительным рассмотрением и подготовкой вопросов, выносимых на сессии Совета, и осуществляют контроль за исполнением принятых Мингорсоветом решений.

На первой сессии Мингорсовета я был избран председателем названной вами постоянной комиссии, в которую вошли девять человек. Кроме меня, в состав этой комиссии входят генеральный директор агентства «Минск — Новости» Е. Дубинская, директор средней школы № 125 Т. Берестевич, заместитель начальника литейного цеха МАЗа И. Барановский, первый заместитель начальника штаба внутренних войск МВД Республики Беларусь полковник С. Хоменко, заместитель командира в/ч 3214 по идеологической работе полковник Г. Борушко, начальник отряда пограничного контроля «Минск» полковник П. Жестков, первый секретарь Московского РК БРСМ Д. Жданович и директор ФОК «Серебрянка» А. Герасимович.

Как следует из названия комиссии, в ее ведение входят самые разнообразные вопросы, каждый из которых представляется весьма важным для жизни города. В то же время мне видится, что особое внимание необходимо уделять городским программам, направленным на укрепление законности, правопорядка и соблюдение законных прав жителей города Минска, а также способствующим развитию местного территориального самоуправления и поддержке гражданской инициативы горожан.

— Депутаты Минского городского Совета, в отличие от своих коллег из Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, трудятся в городском парламенте не на профессиональной основе. Как удается совмещать «народное представительство» в городском Совете с основной работой? Не делает ли подобное положение вещей деятельность депутатов городского Совета малоэффективной?

—Действительно, депутат местного Совета осуществляет свои полномочия без отрыва от трудовой или служебной деятельности, но оказанное избирателями доверие необходимо оправдывать. Я убежден, что при соответствующем желании и во взаимодействии с общественностью, в первую очередь с активистами комитетов общественного самоуправления, общественных объединений ветеранов, Белорусского союза офицеров, ветеранов войны в Афганистане, БРСМ и других общественных организаций, сделать можно многое. При этом существующее законодательство дает четкие гарантии деятельности депутата горсовета, в соответствии с которым он при осуществлении своих полномочий и выполнении предвыборной программы свободно выражает свое мнение и голосует на заседаниях Совета, исходя из своих убеждений и интересов как собственных избирателей, так и всех минчан.

Вообще же деятельность депутата в избирательном округе довольно многогранна. Это я знаю по собственному опыту. Как депутат я веду личный прием граждан каждый первый понедельник месяца в администрации Центрального района Минска и каждую вторую и четвертую среду в помещениях ЖЭС-20 и ЖЭС-38 соответственно.

Рассматривая обращения граждан, буду принимать меры для их разрешения, изучать причины, порождающие конкретные жалобы иных минчан, направлять полномочным должностным лицам предложения об их устранении. Мне будет необходимо провести за год не менее двух встреч с избирателями и отчитаться о работе Совета и своей деятельности в округе.

В ходе предвыборной кампании, во время встреч с избирателями Старовиленского округа Минска, со стороны граждан поступило значительное количество замечаний, предложений и наказов. В моем округе проживают много действующих военнослужащих, офицеров запаса и в отставке, членов их семей. Кроме того, здесь же находится Минское суворовское военное училище. Мне как отставному офицеру понятны и близки их чаяния — и я буду прилагать максимум усилий для решения конкретных задач, поставленных передо мной избирателями.

— Помимо работы в Минском городском Совете депутатов, вы являетесь заместителем председателя Республиканского совета ОО «Белорусский союз офицеров», секретарем и членом ЦК Коммунистической партии Беларуси. Расскажите, пожалуйста, о своей общественно-политической деятельности.

— Я являюсь одним из немногих партийных депутатов Минского городского Совета, в качестве кандидата в депутаты меня выдвигал Минский городской комитет КПБ. И я должен сказать, что партийная принадлежность накладывает на депутата большую ответственность. Ведь по его работе избиратели будут судить не только о самом депутате, но и о той партии, которую он представляет.

Особенно подобную ответственность осознаешь, являясь коммунистом. Ведь КПБ — не только старейшая политическая организация нашей республики, но и та партия, которая в самые драматические и сложные моменты истории Беларуси была со своим народом. Я никогда не менял своих политических убеждений и поэтому сразу после увольнения в 1994 году из Вооруженных Сил восстановил свое членство в КПБ. А в 2003 году коммунисты республики оказали мне высокое доверие и избрали секретарем ЦК по организационно-партийной и правовой работе.

Что касается Белорусского союза офицеров, то в нем я состою с 1993 года. Это было довольно сложное время для абсолютного большинства военнослужащих. БСО как раз и создавался для преодоления трудностей, которые буквально свалились на офицерские семьи после распада Советского Союза. Тогда шло сокращение численности армии, менялась организационная структура войск, гарнизоны и военные городки передавались местным властям. Остро стоял вопрос о справедливом пенсионном обеспечении и трудоустройстве офицеров после увольнения из Вооруженных Сил, об обеспечении жильем, медицинском и санаторно-курортном обслуживании и лечении… Все это требовало от актива БСО постоянных усилий и тесного взаимодействия с органами военного управления на местах, с центральным аппаратом Министерства обороны Республики Беларусь. При этом БСО всегда поддерживал проведение необходимого реформирования Вооруженных Сил Беларуси, он и сегодня остается востребованным в современном белорусском обществе военно-патриотическим общественным объединением.

Беседовал Николай СЕРГЕЕВ

←Могилевская молодежь представит Беларусь в английском Норфолке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика