В Бухалово «Сапсаны» не летают
В Бухалово «Сапсаны» не летают
Уже полгода между Москвой и Санкт–Петербургом курсирует самый быстрый в России поезд — «Сапсан»... |
Эта тема уже поднималась в одном из номеров нашей газеты. Однако в последнее время она опять усиленно муссируется различными СМИ. Наш московский корреспондент выехал в Тверскую область, чтобы своими глазами посмотреть на ситуацию со стороны.
Уже полгода между Москвой и Санкт–Петербургом курсирует самый быстрый в России поезд — «Сапсан». На днях его пустили еще по одному направлению, и теперь с ветерком из российской столицы можно домчаться в Нижний Новгород, потратив всего 3,5 часа вместо обычных 5 — 7. Но вот парадокс: поезд, соединяющий города, сокращающий время и расстояния, стремительно отдаляет россиян друг от друга.
Моя знакомая медсестра Маша уже много лет работает в Москве в одной из столичных клиник. График дежурств — сутки через двое, зарплата в два с половиной раза выше, чем в ее родной Твери. На работу ездит на электричке. Очень была довольна, когда в Москву из их города пустили экспресс–электричку — повышенной комфортности, чуть дороже, но в ней ездили в основном те, кто добирается на работу и учебу в Москву из Твери и других населенных пунктов дальнего и ближнего Подмосковья. Однако ситуация с более или менее благополучной возможностью добраться до работы радикально поменялась с появлением в расписании поездов «Сапсан».
...Мы стоим с Машей возле электронного табло на Ленинградском вокзале. Вначале я ежусь от громкой музыки, которая раздается из всех привокзальных ларьков, но через некоторое время привыкаю. Прошлогоднее решение освободить от этого «архитектурного» и торгового явления московские железнодорожные вокзалы осталось благим пожеланием: к некоторым вокзалам по–прежнему ни пройти ни проехать. Зловоние, громкая музыка, контрафакт в ларьках, бомжи... Так встречает Ленинградский вокзал белокаменной всех пассажиров вне зависимости от того, приехали они на «Сапсане» или же на электричке.
— Только представь себе, с начала года в третий раз изменилось расписание движения электрички, которая до сих пор почему–то продолжает называться «скоростной», — к Машиному возмущению начали прислушиваться такие же коротающие время в ожидании бедолаги, и я опасаюсь, что наш разговор может стать причиной стихийного митинга. Уж больно тема наболевшая. — От Москвы до Твери по вечерам она теперь идет почти три часа — на час дольше прежнего. Какой же это экспресс! А билет от этого дешевле не стал.
На расписании «бюджетных» электричек питерского направления пуск «Сапсана» отразился и вовсе катастрофически. Многие рейсы выпали, оставшиеся электрички либо подолгу стоят на полустанках, пропуская поезда, курсирующие меж двух столиц, либо проскакивают без остановки некоторые населенные пункты.
— А ты у меня спрашиваешь, почему в «Сапсан» бросают камни! — нервничает Маша.
Вандалов и хулиганов это не оправдывает, но действительно, безопасность пассажиров «Сапсана» стала для РЖД неприятной проблемой. На участке Петербург — Бологое для того, чтобы обеспечить проезд поезда без приключений, на вахту ежедневно заступают 30 милиционеров, 39 сотрудников ВОХР и 75 охранников частных предприятий. За полгода на «Сапсан» более 40 раз нападали злоумышленники. В поезд стреляли, кидали бутылки, камни и куски льда. Двадцать раз хулиганам удавалось разбить стекла. 11 человек задержано. Замена одного разбитого стекла в «Сапсане» между тем стоит больше трех тысяч долларов. Но еще дороже покой и благополучие пассажиров поезда, большинство из которых — нерядовые чиновники, курсирующие по служебным надобностям из столицы в столицу.
О том, как на обочине «Сапсана» живут простые россияне, недавно рассказал репортаж в «Новой газете» о железнодорожной станции Чуприяновка. Она находится в 157 километрах от Москвы и в 493 километрах от Санкт–Петербурга. Железная дорога делит станцию и село Щербинино ровно пополам. Если встать лицом к Петербургу, по левую руку окажется та часть Щербинино, на которой находятся школа, половина жилых домов станции Чуприяновка, пять садоводческих кооперативов, две спортбазы и 14 окрестных деревень. По правую руку остаются администрация сельского поселения, вторая половина Чуприяновки, магазины и — главное — дорога на Тверь. Автомобильного переезда над путями не существует, и машины едут прямо через пути. Своей пожарной станции и станции скорой помощи в Чуприяновке тоже нет. На вызовы ездят тверские спасатели. Если на переезде застрянешь, это надолго.
Чтобы все «Сапсаны» — а их в зависимости от расписания бывает до 16 в день — спокойно пролетели мимо Чуприяновки, почти 1.800 человек ежедневно отрезаются от внешнего мира и, возможно, от необходимой помощи в общей сложности на 6 часов. В Щербининской общеобразовательной школе — 102 ученика. Только первая смена, только 9 классов. «Сапсан» обещает создать школе серьезные кадровые проблемы. Трое из 15 педагогов ездят в школу из Твери. Но теперь электричка на 7.40 просто проскакивает мимо Чуприяновки. И учителя добираются на перекладных. Директор школы в ужасе: они рано или поздно устанут и школа останется без сотрудников.
Тверь, которая находится в 10 километрах от Чуприяновки, — это работа, детский сад (своего в Чуприяновке нет), училища и институты, больницы и магазины. И последние изменения в расписании больно ударили по людям. 7 электричек на Тверь и 4 на Москву просто перестали останавливаться на станции. Ходят два автобуса до Твери, и они забиты под завязку. Некоторые чуприяновцы приспособились ходить в город пешком. 10 километров — два часа ходьбы.
В течение последних двух месяцев администрация Тверской области активно вела переговоры с ОАО «РЖД», в итоге некоторые пожелания жителей региона были учтены. Новое летнее расписание ликвидировало основные проблемы, возникшие из–за «Сапсана». Например, восстановлена дневная электричка до Торжка.
Но проблемы решены далеко не все. Часть электричек не останавливаются на некоторых станциях, где останавливались прежде, и жители, для которых это был единственный доступный транспорт, просто на грани отчаяния — как добираться до работы? Словом, скоростной поезд принес в Тверскую область немало проблем для тех, у кого на «Сапсан» денег нет. Одни лишились удобных электричек, другие простаивают на железнодорожных переездах, пропуская элитный поезд.
...С полпятого до полшестого вечера мимо станции Чуприяновка идут аж четыре «Сапсана». И с 17.13 до 18.32 переезд перекрыт. Намертво. В этот раз машин на переезде скопилось штук 30. Пара грузовых, остальные — легковушки. Семья везет из больницы бабушку, пара немолодых дачников пятый час добирается из Москвы, два друга едут из тверской пивной. Но никто не выскакивает из машины, сжав кулаки, и не кричит вслед мелькающим мимо «Сапсанам»: к тому, что неудачники, не успевшие проскочить, будут торчать в железных коробках полтора часа, тут уже привыкли.
Николай Васильевич Кутаев за четвертой сигаретой рассказывает, что обычно у какого–нибудь водителя не выдерживают нервы и он загоняет машину на травянистый склон рядом с насыпью, а сам идет домой. Пешком, через рельсы. Но сегодня почти вся очередь — это дальние деревни. Ногами до них не дойдешь, и поэтому машины стоят смирно.
Окно дежурной по переезду зарешечено, дверь заперта. «Это если водители все же разбушуются, — поясняет дежурная Даша. — А я что, людей не понимаю? Сама со станции Кузьминка, попробуй доберись теперь до поста. Но я «Сапсаном» не управляю. Так, для внештатных ситуаций, ну и дополнительные шлагбаумы вручную поднять. Все остальное делает автоматика — дежурный в Твери дает сигнал, что прошел «Сапсан», и у меня блокируется электронное управление. Ни стрелку перевести, ничего. И даже если к ребенку «скорая» — я не смогу пропустить. Да и ответственность такую на себя не возьму».
Даша объясняет, что тормозной путь «Сапсана» — 1.650 метров: «А Чуприяновка стоит прямо на повороте, и «Сапсан» вылетает очень неожиданно. Он не успеет затормозить ни в каком случае».
Вдоль железной дороги, где электрички пусть и редко, да останавливаются, и вдоль федеральных трасс жизнь теплится. Но если отклониться от столбовых дорог и въехать в глубь Тверской области — открывается иная картина. Попасть на электричке в деревню Бухалово можно было бы, однако в ней даже платформы для остановки нет. А это всего 15 километров от федеральной автомагистрали. Дорога–ответвление, ведущая в село, разбита лесовозами до такой степени, что по ней не всякий трактор проедет. В Бухалово — ни кладбища, ни медпункта, ни магазина. 70 человек живут, как на необитаемом острове. В центре России, рядом с Октябрьской железной дорогой, по которой пролетает птица–«Сапсан».
Автор публикации: Татьяна БОРИСОВА
Фото: РЕЙТЕР