Болонский процесс не вписывается в границы Беларуси
Вопрос вступления Беларуси в Болонский процесс вновь, похоже, откладывается до лучших времен. Как и в случае со школьной реформой, поводом для очередного разворота на 180 градусов на коротком временном отрезке стала принципиальная позиция не профильного министерства, которое как раз выступало за подключение к Болонскому процессу, а главы государства.
Вопрос о включении нашей страны в европейское образовательное пространство власти рассматривают не только как определенную ломку устоявшейся системы высшего образования, но и как угрозу для всей системы контроля государства над обществом. Нежелание же вести белорусскую высшую школу в Европу (Беларусь — единственная европейская страна, не присоединившаяся к Болонскому процессу) государственные чиновники, по традиции, оправдывают железобетонной статистикой.
Так, спикер Совета Республики, председатель госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы в 2010 году Анатолий Рубинов, комментируя целесообразность присоединения Беларуси к Болонскому процессу, отметил, что у белорусского высшего образования и без того высокий уровень образовательных услуг, доказательством чему служит большое количество иностранных студентов.
«И наши, и иностранные граждане, выбирая белорусские вузы, ссузы и ПТУ, в первую очередь обращают внимание именно на качество образовательного процесса, на то, по каким программам здесь предлагают учиться, а не на документы или декларации, которые подписывает страна», — сказал Анатолий Рубинов в интервью БЕЛТА. При этом он отметил, что «нашим педагогам никто не мешает изучать опыт стран, присоединившихся к Болонскому процессу, изучать их методики преподавания, учебники и другую литературу и внедрять у себя самое лучшее».
Кто же у нас учится? В прошлом году высшее образование в Беларуси получали 7,5 тысячи иностранцев из 87 стран. Большая часть иностранных студентов являются гражданами азиатских государств (более 4 170 человек) — Китая, Индии, Ливана, Ирана и других, а также стран СНГ (почти 2 810 человек) — России, Украины, Туркменистана, Азербайджана, Таджикистана и др. То есть, едут к нам, в основном, по накатанной еще в союзные времена колее. |
Комментарий Рубинова прозвучал после прошедшего 7 июня у президента совещания по вопросам развития высшей школы и перспективы участия Беларуси в Болонском процессе. Судя по всему, что-то на этом совещании пошло не так.
Еще два года назад министр образования Александр Радьковговорил: «Мы всегда старались свою систему образования подвести под европейскую модель. Мы работаем над тем, чтобы официально войти в Болонский процесс, потому что мы почувствовали, что это не затронет структуру, содержание, идеологию нашего образования».
На коллегии ведомства 29 января этого года Радьков сообщил, что министерство представило «официальный документ по вхождению в Болонский процесс в Администрацию президента. Беларусь будет активно продвигаться в этом направлении».
Фактически, оставалось получить одобрение от президента. Однако министерский энтузиазм глава государства не поддержал. На совещании президент высказывался против всяческих реорганизаций, мол, хватило нам реформ в образовании.
Главу государства в связи с Болонским процессом «настораживает, не потребуется ли проведения реформ в дальнейшем с присоединением к этой декларации». Выходит, со школьниками в реформы играть можно, а вот со студентами никак. Однако суть, конечно, не в этом, а в том, говорит глава государства, что «нам нужна нормальная система образования, ориентированная на нашу экономику, прежде всего, на наше общество, на нашу страну. Нам не надо бежать ни за какими государствами и странами».
Риторика, мол, «ломать мы больше ничего не должны», а лучше нам идти своим особым путем, не нова. Однако когда президент говорит, что «мы должны идти по тому пути, который определили в образовании, только совершенствуя, и то не влезая глубоко в это совершенствование, потому что это опять приведет к какому-то слому. Надо идти очень аккуратно и спокойно», в белорусском варианте это значит, что ничего не будет.
Что фактически в своем комментарии подтвердил Анатолий Рубинов: «Сейчас, на мой взгляд, нет необходимости ломать и перестраивать нашу систему образования. Нас ценят за качество, доступность и надежность образовательной системы, а значит, нужно ее сохранить». И резюме: «Для компактной Беларуси Болонский процесс не совсем актуален».
А что же Министерство образования, ратовавшее за вхождение в Болонский процесс? Когда-то нечто подобное уже было с переводом школы на 11-летнее обучение, которое пытался защищать Александр Радьков. Его не услышали, и он изменил позицию, став в ряды сторонников и исполнителей очередной реформы.
Основной аргумент государства — Беларусь и без всяких официальных бумажек исполняет рекомендации Болонского процесса, в стране имеется двухступенчатая система высшего образования, качественные программы, общеобразовательные стандарты соответствуют требованиям европейской системы менеджмента качества ИСО 9001.
Между тем желаемое и действительное вещи разные. Бывший проректор Европейского гуманитарного университета (ЕГУ) профессор Владимир Дунаев считает, что у Беларуси не было и нет каких-то особых препятствий для присоединения к Болонскому процессу, суть которого состоит в гармонизации архитектуры высшего образования европейских стран, а основная цель — конкурентоспособная экономика, основанная на знании.
Особых препятствий нет, но все-таки у нас отличная от европейской система высшего образовании. На заседании круглого стола «Проблемы образования Беларуси» бывший судья Конституционного суда, профессор Михаил Пастухов отметил, что двухступенчатое образование в вузах практически отсутствует. В БГУ и других вузах она существовала, вводился бакалавриат и магистратура. Белорусское законодательство и теперь предусматривает две ступени высшего образования, но магистратура в Беларуси выглядит скорее как последипломное образование.
По мнению Пастухова, белорусское высшее образование отличается от европейского не только по атмосфере, но и по содержанию и структуре. Результат — выпускники белорусских вузов не могут устроиться на работу в Европе: им необходимо пересдавать некоторые экзамены. Государству это только выгодно — у белорусов все меньше возможностей выехать за рубеж работать.
Президент же считает уровень белорусского образования достаточно высоким, мол, оно пользуется большим спросом за рубежом: «К нам постоянно обращаются: «Возьмите учиться наших людей!». И платят же хорошие деньги. Так стоит ли нам идти на очередные какие-то перетряски, ломку образования? Конечно, нет. Я считаю, что нам надо, успокоившись, спокойно завершить то, что мы наметили, а дальше будем видеть».
Так то оно так, но невступление в единое образовательное пространство постепенно сделает страну малопривлекательной и для зарубежных студентов. Если мы создаем настолько уникальную систему образования, что она не соответствует принятым в Европе стандартам, не стоит рассчитывать, что к нам будут продолжать ехать студенты из других стран. Что касается своих студентов, то та их часть, которая действительно хочет учиться за рубежом и выбирать, где работать, сумеет это сделать вне зависимости от того, вступит Беларусь в Болонский процесс или нет.
Елена СПАСЮК