Переходный момент
Переходный момент
Длительное оформление документов на пограничном пункте пропуска между белорусским Лиозно и российской Рудней не первый раз становится поводом для жалоб водителей, чей маршрут пролегает по шоссе Витебск — Смоленск. Вот и недавно в корреспондентском пункте «СБ» в Витебске опять раздался звонок от белорусского «дальнобойщика»: «Непонятно, что происходит! Почему россияне так долго задерживают машины при въезде на свою территорию?»
Я отправился к пункту пропуска.
Отмечая командировку у представителей нашей транспортной инспекции, не мог не заметить, как быстро иностранные перевозчики оформляют документы на въезд в Беларусь. При мне поляк, водитель фуры, подошел к окошку павильона, протянул инспектору необходимые бумаги, а через три минуты его грузовик покатил дальше.
— Проверка накладных, путевых листов, разрешений на международные перевозки, технических и экологических сертификатов, как правило, занимает 3 — 4 минуты, — объяснил мне Леонид Каравка, начальник пункта пропуска автомобильного контроля «Лиозно» филиала транспортной инспекции по Витебской области. — Если фура груженая и ей нужно заехать на весы, добавьте еще пару минут. Вот и вся процедура.
Водители легковушек проезжают здесь еще быстрее. Россиянам, едущим к нам, нужна только страховка. Гражданам дальнего зарубежья необходимо заплатить около 5 долларов за пользование белорусскими дорогами. Нет проблем при движении частного транспорта и в сторону Рудни. Чтобы в этом убедиться, я тормознул «Тойоту», на которой семья витебчан направлялась к родственникам в Москву, и попросил подбросить меня до ближайшего кафе на российской территории. На пункте пропуска инспектор задал им всего два вопроса: есть ли страховка и все ли находящиеся в салоне — граждане Беларуси? Получив утвердительный ответ, тут же пропустил машину. А вот «дальнобойщики», с которыми я побеседовал, возвращаясь обратно пешком, у российского пункта пропуска задерживаются гораздо дольше.
— Приезжай сюда вечером или в субботу, тогда и увидишь, что хвост из грузовиков, которых сейчас с десяток, вытянется по шоссе километра на полтора, — недовольно буркнул небритый водитель «Вольво» с российскими номерами.
— Надеюсь, что сегодня контроль пройду за час, — предположил Николай, шофер белорусского КамАЗа, везущего кирпичи из Витебска в Москву. — Хорошо, что очереди еще нет. Бывают дни, когда она вытягивается до лиозненского моста. А это уже километров 5! Таможенный досмотр, конечно, время отнимает. И транспортная инспекция работает медленно. Иногда мне кажется, что машины с белорусскими номерами здесь специально притормаживают.
Неприятное «ждите!» на российских пунктах пропуска приходилось слышать не только Николаю. Его литовский коллега Виргилиус буквально два дня назад на пограничном переходе в районе Себежа потерял 8 часов!
— Складывается впечатление, что россияне необоснованно придираются к какой–то цифре или слову в документах, — сокрушается водитель желтой «Скании». — Белорусы на границе работают с «дальнобойщиками» более оперативно.
Конечно, это можно объяснить и тем, что у нас на белорусско–российской границе таможни нет. У россиян она есть. Пока там документы примут, посмотрят груз, пломбы проверят, естественно, времени тратится больше. Вроде бы объективная причина, но... Официальных подтверждений я не получил, хотя слышал, будто на проверку грузовика на границе россиянам отведено 30 минут. В некоторых случаях могли бы справляться и быстрее, утверждают автоперевозчики. Но здесь, по их мнению, многое зависит либо от настроения заступившей смены, которая порой при наличии очереди на шоссе может спокойно отправиться на обед, либо от негласных указаний «сверху» подержать на границе автомобили. Возможно, это домыслы уставших от жары «дальнобойщиков». Но они — живые люди и прекрасно чувствуют отношение к себе со стороны контрольных служб. И возмущаются, судя по всему, не напрасно.
Фото автора.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК