Авральный подход у белорусов в генах
Почему англичане трудятся не так, как немцы, а белорусы, иначе, чем французы или итальянцы? Что определяет характер, особенности трудового поведения каждого народа и влияет на уровень жизни, которого добивается та или иная страна? На Западе вопросам изучения трудовой этики придают огромное значение. В нашей стране эта тема разработана пока недостаточно.
Но некоторые из вопросов можно прояснить в интервью «Обозревателя» с кандидатом социологических наук Сергеем Зенем.
- Трудовая этика не может быть полностью отделима от норм общей культуры, - замечает Сергей Зень. - Как показывает опыт, если человек в обычной жизни честен, порядочен, трудолюбив, ответственен, то эти качества он проявляет и в сфере труда, и в семейной жизни, и в отношениях с людьми в целом.
Протестантизм определил лицо капитализма
- По наблюдениям ученых, в христианском мире уровень жизни наиболее высок в тех странах, где доминирует протестантизм. Считается, что именно протестантская этика, поощряя честный труд, преуспевание, богатство, активность, наиболее благоприятствует экономическому росту, а католицизм, и тем более православие меньше заинтересовывают человека в преумножении земных материальных благ. Можно ли увязать характер труда белорусов с религиозными корнями, влиянием религии на уровень нашего благосостояния?
- Великий социолог, экономист Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» в отличие от Карла Маркса отмечал, что именно протестантизм способствовал тому, чтобы на Западе сформировался тот строй, который у нас принято называть капиталистическим, и определил трудовое поведение людей во многих западных странах. По Веберу, протестантизм - самая рациональная ветвь христианства, и она в наибольшей степени соответствует духу капитализма, поскольку диктует людям много и честно трудиться, уважать деньги, достаток как критерий своего достойного поведения, как признак избранности для спасения. В Беларуси протестантов насчитывается примерно от 2 до 5 процентов от числа верующих людей.
Учитывая нашу историю, советский период, нельзя однозначно говорить, что у нас именно религия определила трудовую этику. И хотя с начала 1990-х годов в нашей стране наступил религиозный ренессанс и все большее влияние на нашу жизнь начинает оказывать религия, пока она по-прежнему принципиально не регулирует трудовую сферу.
Среди руководителей белорусских организаций было проведено специальное исследование, чтобы выявить меру влияния религиозности на отношение к выполнению своих трудовых обязанностей. До 80 процентов респондентов, признав себя верующими людьми, тем не менее отметили: религиозные взгляды в малой степени оказывают влияние на деловую сферу. Я полагаю, что это пока нормально для постсоветского общества. Ведь быстро поменять сознание невозможно, оно достаточно инертно.
- Выходит, протестантизм является своеобразным гарантом высокого уровня жизни в обществе, его преуспевания, а православие с его заботой не столько о земных благах, сколько о душе - самая «экономически невыгодная» конфессия в христианском мире?
- Это не совсем верно. Труд рассматривается в православной традиции как часть аскезы, поощряющая людей к тому, чтобы богатые делились с бедными, как служение, «очищение» от греховных помыслов. Но в то же время, на мой взгляд, православие создает наиболее благоприятные основы для социально ориентированного общества и, безусловно, может выступить духовной основой для построения у нас здорового (в том числе и экономически) социума.
Каким бы консервативным православие ни было, оно тоже сегодня проявляет определенную гибкость и уже не клеймит финансовое преуспевание как грех. Кроме того, помимо экономического успеха, есть ведь еще проблемы смысла жизни, нравственного роста и здоровья. США, Англия, Швеция, в которых доминирует протестантизм, - это страны с высокоразвитыми экономиками. Но там достаточно морально-этических проблем, проявлений нравственного кризиса.
Богатые люди, достигшие невероятных экономических высот, порой кончают жизнь самоубийством, потеряв смыл жизни, утратив в погоне за прибылью какую-то духовную нить. Тот же Вебер отмечал, что «производство ради производства» ведет в тупик. Следует ли нам сегодня повторять ошибки западных стран и слепо заимствовать их ценности и социально-экономические модели? Конечно, нет. У нас свои особенности исторического развития, свой менталитет. Нам нужно взять только лучшее, что есть в «капитализме».
Мечта пока не сформирована
- Что, помимо религии, сегодня предопределяет наше трудовое поведение?
- После крушения советского общества, в котором провозглашался коммунистический идеал работника, новый тип отношения к труду до конца не сформировался. В обществе в начале перестройки получили распространение явления спекуляции, снижения ответственного отношения к труду, жажды скорого обогащения. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но все-таки говорить о какой-то определенной модели трудового поведения белорусов рано, поскольку многие люди сейчас просто зарабатывают деньги, выживают.
На мой взгляд, помимо решения чисто экономических проблем, важно найти ответы на вопросы: какие рычаги нужно задействовать, чтобы формирование добросовестного труда происходило под влиянием не только внешних факторов, но и внутренних принципов, чтобы труд был глубинной потребностью человека? В чем, помимо религии, найти духовные опоры для эффективного, добросовестного, творческого труда, чтобы сформировать новый тип трудового поведения нового общества, основы которого закладываются в Беларуси сейчас?..
Есть, например, в культуре США понятие «американской мечты». Но она связана прежде всего с финансовым достатком. Поиск стимулов к качественному труду, формирование национальной трудовой этики в Беларуси идет. Работают научные институты, отдельные ученые, чиновники, продолжаются исследования в данной области, выдвигаются новые гипотезы. Но конечного ответа на эти вопросы лично я предложить не могу.
Авральный подход
- Что, на ваш взгляд, в нашем национальном отношении к труду, манере работать заслуживает поощрения? Догоним ли мы по трудолюбию японцев?
- В Японии трудоголизм сегодня уже предмет не столько гордости, сколько озабоченности. Там люди умирают на производстве. И такое трудовое поведение связано с коллективистской культурой этой страны. В Средние века в этой стране если кто-то шел против мнения деревенской общины, его изгоняли и он шел умирать в лес. Кроме этого, Япония - яркий пример распространения корпоративной культуры. Работник жестко, пожизненно включен в организацию, воспитывается в ней, предан ей. Там не говорят «я - монтажник, или инженер, или начальник цеха», а говорят, например, «я работник фирмы».
У нас, белорусов, к счастью, тоже не утрачено трудолюбие, которое обосновывается и генами, и историей, и традициями. Просто это трудолюбие имеет свои национальные особенности, отчасти связанные с продолжительными крестьянскими традициями, которые только в прошлом веке стали отступать в связи с развитием промышленности.
Крестьянский труд, его особый режим, по мнению специалистов, до сих пор остается в нашей генетической памяти. Ведь как он протекал? Весна, лето, начало осени требовали от крестьян мобилизации всех сил, когда надо было с утра до ночи выполнить огромный объем работы. Вторая половина осени и зима были временем по большей части затишья, расслабления. И это, очевидно, тоже сформировало авральный подход к труду - привычку работать рывками.
Чем отличается сегодня наш специалист, например, от западного? Способностью мобилизоваться и за несколько часов сделать работу, рассчитанную на целый день. Это, во-первых. Во-вторых, еще и универсальностью. Наши люди отличаются широтой профессионального профиля, они могут трудиться в разных сферах, владеют разными специальностями. А на Западе люди имеют узкую специализацию. Это и плюс, и минус.
- Что в нашем трудовом поведении, отношении к труду в целом является наиболее серьезной проблемой?
- Одной из важнейших, на мой взгляд, проблем сегодня в сфере труда выступает вопрос о социальной ответственности каждого работника, каждой организации за свою деятельность. Нам надо становиться более самостоятельными, инициативными, творческими. Хоть это и банально - каждый на своем рабочем месте должен стать профессионалом, болеть за дело, учитывать последствия своих поступков, проявлять инициативность. Не менее значимой проблемой является адекватная оплата труда, но это уже вопрос из области экономики и возможностей страны.