Брестские транспортники не вписались в плановую цифру
Первый вопрос, который корреспондент "БК" задал генеральному директору ОАО "Брестоблавтотранс" Ананию Хвостюку, - что же на деле представляют из себя сегодня транспортные услуги? По словам нашего собеседника, это целый спектр. Нынче в системе ОАО "Брестоблавтотранс" в наличии имеются более 1000 автобусов различной вместимости для перевозки пассажиров, более 500 грузовых автомобилей. В каждом городе есть автовокзал или автостанция, 12 станций по прохождению техосмотров. И функционирует даже рынок при барановичском автопарке! А всего в системе общества занято около 5 000 работающих.
При всем вышеприведенном раскладе Ананий Хвостюк сконцентрировал наше внимание на том обстоятельстве, что львиная доля платных услуг (95-98%) приходится именно на пассажирские перевозки – здесь как раз "ходят" наличные деньги. Так вот, в 2010 году в первом квартале по отношению к соответствующему периоду прошлого года "Брестоблавтотранс" задание закрыл более чем на 105% (в 2009 году за все четыре квартала план был выполнен на уровне примерно 98%). Казалось бы, положительный сдвиг налицо. Но не тут-то было. Минтранс с подачи Минэкономики на этот год поставил задачу по пассажироперевозкам довести до 109%. В дирекции ОАО "Брестоблавтотранс" говорят, что эта цифра для их предприятия просто нереальна. Почему? Генеральный директор высказывает свою точку зрения. Как известно, экономические результаты сравниваются в сопоставимых условиях (а лучше сказать, ценах) к уровню предыдущего года. Транспортники приводят свои железные аргументы. Стоимость билетов с сентября 2008 года на пригородные и междугородные перевозки не менялись. Только в марте 2010 года повысились тарифы в городском транспорте.
Но Минэкономики РБ через Минтранс (а далее облисполкомы) поставил коэффициент 111%. Почему такое несоответствие? По признанию руководства ОАО "Брестоблавтотранс", план не только первого квартала, но и года в целом надо выполнить - не в сопоставимых, а в фактических ценах – на 111%. Это казус! И еще что мне рассказали в ОАО "Брестобавтотранс". Сегодня в уставном фонде предприятия доля государства превышает 99%. Конечно, с его стороны идут дотации и средства на закупку новой техники. Только в прошлом году фирма получила 130 новых автобусов и 70 грузовых автомобилей. В итоге за четыре месяца 2010 года к такому же периоду прошлого года грузооборот вырос на 148%.
Но этот хороший результат омрачают весомые издержки от пассажироперевозок. Как их избежать? Надо просто всем понять, что транспорт – очень дорогое удовольствие. Сравните цены на проезд в городском транспорте у нас в Беларуси и в том же ближнем и дальнем зарубежье. В Москве, например, поездка в автобусе стоит 22 рубля, в Варшаве – 1 доллар, в Гамбурге – 3-5 евро (в зависимости от дальности).
Конечно, цены на услуги (как и на все остальное) в Беларуси и на Западе должны быть строго адекватны зарплатам. Сегодня в Беларуси этого нет и в помине. А раз есть такие финансовые "ножницы", "рисуются" и нереальные планы. А цифры будут браться с потолка высоких чиновных кабинетов.