НЕБЕСНЫЕ СПАСАТЕЛИ
27.05.2010
—
Новости Общества
Труд авиаторов МЧС в обычной, спокойной жизни мало кому заметен. Но если происходит что—то серьезное — горит лес или срочно надо эвакуировать людей из зоны подтопления — уповать приходится не только на ангелов—хранителей, но и на небесных спасателей. Впрочем, для спасенных эти понятия зачастую равнозначны.
Широкое использование воздушных судов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловлено их уникальными возможностями и эффективностью применения авиации. Именно летчики на вертолетах Ми-8, Ми-6 и Ми-26, рискуя собственной жизнью закрыли горловину чернобыльского реактора поглощающими излучение материалами. Тем самым были спасены жизни миллионов европейцев. Опыт и выучку белорусских спасателей высоко ценят за рубежом — уже несколько лет подряд вертолеты МЧС оказывают помощь Греции и Турции в тушении лесных пожаров. А порой им приходится в прямом смысле слова перевозить человеческие сердца. О перспективах развития, заграничных командировках и готовности к пожароопасному сезону корреспондент БЕЛТА беседует с начальником Авиации МЧС Беларуси Олегом Яковлевым.
— Какая техника в настоящее время находится в вашем распоряжении и как планируется обновлять авиапарк?
— Авиация МЧС на сегодняшний день укомплектована следующей авиационной техникой: самолеты Ан-2, Ил—103, вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ми-26. Но, естественно, рассматривается вопрос и о приобретении новой техники. В частности, мы прорабатываем вариант по замене парка имеющихся вертолетов Ми-8 на вертолеты, которые будут способны работать в том числе и на высотных зданиях, которые планируется построить в Минске. Это вертолеты Ка-32 с соосной схемой несущих винтов. Его особенность в том, что данный летательный аппарат может зависать вне зависимости от направления ветра. В связи с этими свойствами вертолетов типа «Камов» и планируя применение вертолетов над городом, где в городской застройке направление ветра переменчиво, рассматривается вопрос о возможности перевооружения на вертолеты типа Ка-32. Эти вертолеты сертифицированы в России, Европе, Корее и Канаде, несут службу уже практически по всему миру. Это уникальный вертолет, который может достаточно эффективно использоваться и для тушения пожаров.
— В текущем году белорусский Ми-8МТВ-1 уже отправился в Турцию для оказания помощи в тушении лесных пожаров. На какой стадии находятся переговоры с Грецией? Не помешает ли кризис в этой стране и в этом году подписать соответствующий контракт?
— С Грецией идут переговоры о возможности оказания помощи. Мы довольно плотно работаем в данном направлении. Но сами знаете, какая экономическая ситуация сегодня складывается в этой стране. Однако, по нашим прогнозам, авиационные специалисты МЧС на вертолетах Ми-26Т будут востребованы в Греции. Мы готовы оказать ей помощь.
— Расскажите, пожалуйста, а возникают ли трудности из-за языкового барьера при работе за рубежом. Как происходит взаимодействие с местными органами власти и населением? Интересно также узнать про быт и досуг белорусских спасателей. В какой форме белорусские спасатели несут службу в Турции и Греции? Я имею в виду климатические различия. Есть ли специальная форма для жаркого климата?
— Наш белорусский экипаж уже работает в Турции, где оказывает помощь по тушению пожаров. Сейчас вертолет находится на вертолетной площадке в 280 км от Измира. Работа там довольно тяжелая, и по—другому ее назвать нельзя. Дежурство несется каждый день. Экипажи и авиационный персонал дежурят с первого света и до заката. То есть примерно в 5.30 утра экипажи выезжают к месту дежурства на площадку и находятся там до наступления сумерек. Вылетов для тушения пожаров каждый день может и не быть, но экипаж должен быть готов в течение 20 минут отправиться к месту вызова.
В Турции находятся 7 человек. Так как работа достаточно напряженная, мы планируем задействовать их в течение 2 месяцев, после чего отправим туда новую смену. Это позволит готовить авиационный персонал для выполнения таких работ. Всего вертолет в Турции будет работать полгода, до 1 ноября.
Проживают они, конечно, не в 5-звездочных отелях. Это обычные небольшие номера на 2—3 человека, где есть все условия, в том числе и кондиционер. Ведь порой температура воздуха достигает 45—50 градусов.
Что касается одежды, естественно, как любой человек меняет форму одежды в зависимости от температуры наружного воздуха, так и авиационный персонал имеет свою специальную форму одежды, которая позволяет более комфортно себя чувствовать в жарком климате.
Вообще в Турции система раннего оповещения о пожарах организована достаточно скрупулезно и грамотно. В стране имеется около 180 вышек, которые постоянно фиксируют возникновение пожаров в горно-лесистой местности. Постоянно дежурят порядка 16 вертолетов. Кроме белорусского Ми-8 это вертолеты из России, Словакии и Украины. Что касается типов авиационной техники, то это вертолеты Ми-8 и Ка-32.
Языкового барьера при работе наших экипажей ни в Турции, ни в Греции практически нет. Наш авиационный персонал подготовлен для ведения радиосвязи на английском языке.
— Готова ли Авиация МЧС к пожароопасному сезону в Беларуси? Как будет проходить патрулирование и какие силы в случае необходимости можно привлечь для ликвидации пожаров?
— На сегодняшний день в Беларуси отработана система лесоавиационных работ. Этим занимается унитарное предприятие «Беллесавиа». Патрульные полеты выполняются в зависимости от класса пожарной опасности. В республике есть силы и средства для борьбы с лесными пожарами
— По опыту прошлых лет можно сказать, что больших лесных пожаров в Беларуси не было. Это заслуга спасателей или подарок природы?
— В какой-то степени это уникальное расположение самой республики. Но нельзя отвергать и роль авиации. Когда пожар только начался, его на этом этапе проще потушить, чем потом, когда он уже разросся. И немалую работу в этом выполняет авиация. Например, в прошлом году мы тушили пожар в Милашевичах (Лельчицкий р-н, Гомельская обл.). Пожар действительно был сильный. Поэтому, конечно, без авиационного обеспечения эффективно бороться с огнем на большой площади лесных массивов очень трудно.
— Как я понимаю, вся авиационная техника МЧС в основном сконцентрирована в нескольких местах. Учитывая небольшие размеры и компактность территории Беларуси, вертолет может долететь в любую точку республики примерно за час. Тем не менее иногда счет идет не то что на минуты, а на секунды. Рассматривается ли вопрос о создании авиационных филиалов в областях?
— Основные базы Авиации МЧС расположены в трех точках республики: аэродром «Липки» под Минском, аэродромы «Витебск» и «Гомель». Кроме аэродромов постоянного базирования, на летний период используется 7 временных аэродромов базирования и 2 аэропорта гражданской авиации. То есть мы перекрываем практически всю территорию республики, чтобы максимально эффективно использовать ресурс вертолетов и самолетов.
— Говоря о техническом оснащении и экономии средств, кажется, было бы логично использовать для патрулирования территории в пожароопасный период беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Это и меньшие затраты на амортизацию, и огромная экономия топлива...
— Действительно, прорабатывается вопрос по беспилотной авиации. На сегодняшний день мы знаем, что, например, Россия этим вопросом занимается, закупает беспилотные летательные аппараты в Израиле и США и планирует производство у себя. Это вопрос, прежде всего, экономический. Необходимо определить, насколько экономически эффективно будет использование БПЛА. Вообще БПЛА можно применять для патрулирования, мониторинга зон чрезвычайных ситуаций, наблюдения за развитием паводковой ситуации. Но для этого и беспилотник должен быть соответствующий. Это же не авиамодель, которую сделали в кружке «Умелые руки» и она летает с прикрепленной фотокамерой.
Человека заменить довольно сложно. Но если на таком летательном аппарате будет установлено необходимое оборудование, позволяющее собирать достаточное количество информации для принятия решения, а на сам БПЛА будет сертификат летной годности, то, конечно, сомнений в пользе беспилотников быть не может.
— А у нас в Беларуси есть такие образцы отечественного производства?
— Такие разработки ведутся. И если они нас будут устраивать, то мы после экономических расчетов примем решение по вопросу БПЛА. Есть конкретные планы, но летательный аппарат должен пройти экспертизу на надежность и безопасность. Мы изучаем перспективы использования, но в какой именно перспективе беспилотники будут внедрены, зависит не только от нас, но и от производителя. Если они сделают завтра — то мы завтра рассмотрим, если сегодня — то мы тоже будем готовы сотрудничать в этом вопросе.
— Какие платные услуги организациям и предприятиям Беларуси оказывает Авиация МЧС? Как планируется развивать эту сферу?
— Воздушным кодексом предусмотрено, что эти услуги должны оказывать специально сертифицированные авиационные организации. В МЧС практически все они сертифицированы для оказания платных услуг. Такие обращения есть, мы работаем с различными организациями и учреждениями различных форм собственности, выполняем облеты территорий, продуктопроводов, авиационно-химические работы, перевозку специалистов и грузов. Спектр обращений достаточно широкий.
— Есть ли проблема с кадрами? Откуда к вам в основном приходят на службу?
— Мы берем разных специалистов: из авиационного колледжа (Минский государственный высший авиационный колледж. — Прим. БЕЛТА), Военной академии, из Минобороны, если кто-то желает перейти на работу в МЧС. Но требования в МЧС к авиационному персоналу довольно высокие. Они должны выполнять сложные виды полетов и обслуживать технику не только на стационарном аэродроме, но и в отрыве от мест базирования.
— А какой средний налет у ваших летчиков? Учитывая плотный график работы, наверное, проблем тут меньше, чем в других ведомствах?
— Небольшие проблемы со средним налетом есть, как и у всех. Это связано с тем, что расходуется ресурс авиационной техники, керосин. При сегодняшней экономической ситуации все стараются более экономно подходить к этим вопросам. Тем не менее средний налет в Авиации МЧС в 2008 году составил 106 часов, в 2009-м — 109 часов. Налет, конечно, маловат. В том числе и поэтому мы отправляем летный состав на работу за пределы республики.
Владимир МАТВЕЕВ, БЕЛТА