Торговая кочка
Торговая кочка
Внешне сельские магазины сегодня совсем не те, что лет 10 — 15 назад. Большинство отремонтировано, полки ломятся от товаров, продавцы вежливые и обходительные. Но нет–нет да и встречаются в глубинке такие торговые точки, куда заходить опасно: в одних на голову может запросто упасть кусок штукатурки, в других — рискуешь отравиться несвежими продуктами. Проблема в том, что альтернативы таким магазинам нет. Частный торговец в деревеньку на 100 дворов работать не идет...
— Во всех торговых точках потребкооперации, которые проверяли в прошлом году наши сотрудники, выявлены нарушения, — показывает мне акты проверок начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Могилевской области Александр Шпаковский. — Продукты с истекшим сроком реализации, обман покупателей, низкая санитарная культура... И картина не меняется. Недавно побывали в Чаусском районе. Впечатлений масса. К примеру, в магазине деревни Хацковичи потолок покрыт плесенью. Молочные продукты лежали в неисправном уже два месяца холодильном прилавке... В деревне Бахотец в магазине протекает крыша, со стен падает плитка. Контролеры посетили его в тот момент, когда там шла уборка. Увидели, как некоторые из привезенных днем ранее продуктов валялись прямо на полу...
В Могилевском облпотребсоюзе об этих вопиющих фактах знают. Когда попросил председателя правления Сергея Шуркало прокомментировать их, он только грустно усмехнулся:
— Могу назвать еще ряд магазинов, которые находятся почти в аварийном состоянии. На их ремонт нет денег. Торговые точки убыточны. И если начать ремонтировать все текущие крыши, красить магазины, благоустраивать их, можно сразу закрываться. Не останется средств на закупку товара, зарплату продавцам. Торговые точки мы стараемся, конечно, приводить в порядок, но поэтапно, по мере появления денег. Для того чтобы уменьшить убытки потребкооперации, надо закрывать магазины в деревнях, где осталось полтора–два десятка жителей. Их может обслуживать автолавка. Против этого местные власти, как правило, не возражают. Но сельчане не соглашаются. Для них магазин — не только торговая точка, но и место встреч, своего рода клуб. Хотя отдельные магазины не то что ремонтировать — содержать накладно. В некоторых малонаселенных деревнях стоят двухэтажные торговые центры. Только на их отопление зимой нужны колоссальные средства...
Состояние сельских магазинов — одна проблема. Вторая — разнообразие ассортимента. Даже при видимом изобилии найти нужную сельчанину вещь бывает очень непросто. В этом я убедился, проехавшись по магазинам Могилевского района, расположенным не где–нибудь в глубинке, а не далее чем в 10 километрах от областного центра.
— Не могу купить одежду, — поделилась наболевшим жительница Севостьяновичей Анна Николаевна. — В местном магазине ни размера нужного нет, ни подходящей модели. Надо ехать в Могилев. Автобус от нас в город по будням идет в 8 утра. Обратно возвращается около двух дня. Чтобы съездить на рынок или в магазин, надо как минимум полдня иметь в запасе...
Казалось бы, что за проблема завезти в сельпо вещи, на которые есть спрос. Оказывается, не все так просто.
— Предприятия «Беллегпрома» поставляют продукцию не на самых выгодных условиях, — объясняет Сергей Шуркало. — За 10 — 20 дней мы должны рассчитаться за товар. Но за это время он чаще всего не продается. Есть примеры, когда некоторые вещи висят годами. В Хотимском районе, например, в одном из наших магазинов я видел одежду, завезенную в торговую точку еще в... 2003 году. Несмотря на все переоценки, на нее так и не нашелся покупатель. Если бы наши швейники и обувщики поставляли продукцию потребкооперации без оплаты, а мы рассчитывались бы за нее после реализации, ассортимент в сельских магазинах был бы куда более разнообразным. Сейчас же замораживать огромные средства при их дефиците просто не по–хозяйски...
Понятно, проблем у сельских магазинов хватает. Но за ними не должны теряться интересы местных жителей. Ведь сопоставимые по комфорту условия жизни в городе и деревне, создание которых является одним из приоритетов государственной политики, это не только наличие в сельской усадьбе природного газа и теплых «удобств», а еще и возможность купить на месте нужные товары.
Фото автора.
Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО