ЗАПИСКИ КАРЬЕРИСТА. Сергей Мустафаев:

Источник материала:  
25.05.2010 04:00 — Новости Общества
Каждый из нас хоть раз, да задавал себе вопрос: "А на своем ли я месте? Правильную ли дорогу выбрал?" К сожалению, далеко не каждый ответит на эти вопросы утвердительно. Кто-то изначально ошибся с выбором профессии, кто-то успел разочароваться в своей работе, кто-то всю жизнь терзается сомнениями. Но есть и такие, кто осознанно, планомерно, уверенно и с удовольствием идет по выбранному пути, совершенствуясь и развиваясь как специалист. Наш сегодняшний герой относится к этой категории. Мы беседуем с Сергеем Мустафаевым, директором по персоналу Компании "Арлон".

"Хочу уверенно сказать себе, что я нормальный директор по персоналу!"

ЗАПИСКИ КАРЬЕРИСТА. Сергей Мустафаев: В поисках истины
Выбор профессии и вуза был самостоятельным. И произошел он не благодаря кому-то, а скорее, вопреки… Папа видел во мне физика или математика, надеялся, что я свяжу свою жизнь с точными науками. Мама, надо отдать ей должное, особо не вмешивалась - считала меня вполне взрослым для принятия подобного решения. И я выбрал профессию психолога. На то время я живо интересовался дизайном  и психологией рекламы и свое будущее хотел связать именно с этой сферой. Несмотря на то, что многие знакомые пугали тем, что попасть на психологию в БГУ без блата просто нереально, поступил довольно легко - на бюджетное отделение по специальности "Социальная психология".
Первое время я действительно с удовольствием ходил в институт. Было безумно интересно. Старался не ограничиваться рамками психологии, интересовался другими сферами: рекламой, маркетингом. И первую курсовую написал на тему применения законов зрительного восприятия в рекламе.
Но рано или поздно практически у всех студентов наступает момент если не полного разочарования в выбранной специальности, то уж прозрения точно. Тогда человек и понимает для себя, правильный ли сделал выбор, и куда будет дальше двигаться. Примерно на середине обучения это произошло и со мной. Понял, что те знания, которые  я получаю в университете, на рынке труда востребованы не будут.
Благо, в это время начались спецкурсы. Можно было выбрать те из них, которые были действительно интересны и могли пригодиться в будущем. К тому же, в это время международный автомобильный холдинг "Атлант-М" объявил о наборе студентов в свой корпоративный Институт бизнес-технологий.

Волею судеб я попал на отбор на данную программу. Прошел несколько этапов собеседований. На одном из них выяснилось, что обучение будет платным. Но я понимал, что это не только интересно, но и очень перспективно, и поэтому согласился с этим условием. Впоследствии, правда, оказалось, что эта информация, а скорее, реакция на нее - тоже была одной из ступеней отбора. Обучение не только оказалась бесплатным, но даже предполагало стипендию.

Первая ступень
Именно обучение в "Атлант-М" стало первой ступенью моего профессионального развития. Знания, которые давала программа, были максимально приближены к практике. К тому же это было очень прогрессивно. И очень интересно. Особенно ярко это было видно на фоне университетского образования. Хотя и оно мне многое дало.

Неслучайный выбор
В "Атлант-М" я попал на четвертом курсе вуза - тогда это обучение приравнивалось к практике. Но, окончив БГУ через полгода после окончания Института бизнес-технологий, я остался в холдинге уже в качестве сотрудника. Причем мне предлагали несколько направлений деятельности. С цифрами я чувствую себя вполне комфортно, но мне не хотелось исключительно с ними связывать свою профессиональную деятельность. Поэтому я отказался от работы в финансах. Было и долгожданное предложение от маркетинговой службы - мне предложили должность маркетолога-аналитика. Но мне хотелось больше креатива, а не рутины, поэтому я выбрал третий вариант. Им была работа в отделе персонала. Именно на нем я и остановил свой выбор. До сих пор думаю, что принял тогда правильное решение. К сожалению, многие попадают в сферу HR абсолютно случайно - ни о каком осознанном выборе или призвании речь не идет. Поэтому большинство новоявленных HR-специалистов очень быстро разочаровываются в профессии. Особенно ярко это было видно тогда, 10 лет назад. Возможно, это происходило еще и потому, что редкий руководитель или собственник осознавал важность системной работы с персоналом, воспринимал его как ресурс. Впрочем и сейчас ситуация похожая: люди, руководящие бизнесом, зачастую затрудняются сформулировать свои ожидания от HR-ов.
Но мне повезло попасть в компанию, где этому уделялось много внимания.
Первое, чем я занялся в отделе персонала "Атлант-М", был рекрутинг. Сначала меня это вполне устраивало, но позже понял, что хочу чего-то более творческого. И такая возможность представилась. В рамках специального подразделения я стал заниматься методологической работой. Это был интересный опыт, который помог мне понять, куда дальше двигаться и в какую сторону развиваться.
Тогда приходилось многое анализировать, во многие вещи вникать и оперировать массой информации. Как раз в это время мы работали над созданием и внедрением проекта www.job.atlantm.com.
Затем из методологии ушел в практику - работал в импортере Фольксвагена менеджером по персоналу. Коллектив был отличный, "кухня" была знакомой, но нужно было развиваться и двигаться дальше. Очень хотелось самому что-то создать.

Новая жизнь
Вторым местом работы стала компания "Бримстон-Бел". Там я задержался на 2 года. Эта организация с иностранным капиталом переживала тогда непростые времена: передел зон влияния среди собственников. После школы "Атлант-М" это были первые самостоятельные шаги. Новая для меня сфера - производство, первый опыт руководства, огромные объемы работы, постоянный аврал… До позднего вечера засиживался на рабочем месте. Естественно, не обошлось без ошибок и промахов. Но тем не менее в этой компании я многому научился, приобрел новые навыки и компетенции. А ушел потому, что в связи со сложившейся на рынке ситуацией, задачи, которые ставились передо мной, стали неактуальны. К тому же, в тот период у меня родился сын - хотелось уделять семье больше времени.

Последний герой
После "Бримстон-Бел" ровно год отработал в торговой компании "Никис". Там тоже было по-своему интересно. И за этот небольшой период удалось многое сделать. Мы полностью поменяли подход к продажам, разработали новую систему мотивации. Сменили торговую команду и организацию торговли в регионах. А еще пришлось вникнуть в кадровое делопроизводство - оказалось, что этот участок находится просто в ужасном состоянии. Необходимо было закрывать "хвосты" даже трёхлетней давности. С большим трудом, но это удалось.
Этот период моей карьеры пришелся на конец 2008 года - начало пресловутого кризиса. Компания оказалась в состоянии борьбы за выживание. Первую волну сокращений мы планировали с руководством вместе. Но, успев достаточно вникнуть в бизнес, я понял, что не за горами тот момент, когда и мне нечем будет платить зарплату. Поэтому решил сократить сам себя и приступил к поискам работы.

Работа в масштабе
Нынешняя работа нашла меня сама. Я разместил свое резюме в Интернете. Времена тогда были невеселые - всё ещё "кризис", на рынке труда - "не сезон". С работой в принципе было не очень хорошо. Но спустя какое-то время мне позвонили и пригласили на интервью. После собеседования с руководителем я получил предложение занять позицию директора по персоналу в компании "Арлон". Это мой первый опыт работы в такой должности. Да и масштабы здесь довольно серьезные - крупная компания, большой штат, много подчиненных.
И передо мной изначально было поставлено много задач - сложных, но интересных. "Арлон" с моим приходом завершал смену менеджмента, поэтому многое пришлось менять, в том числе в сфере работы с персоналом. Времени на раскачку не было. Сразу с головой окунулся в работу. Практически одновременно начался еще один важнейший этап - смена вида деятельности компании. "Арлон" из дистрибьютора продуктов питания преобразовался в логистического оператора. Это изменило как структуру компании, так и бизнес-процессы. Естественно, необходимо было много времени и внимания уделить тому, чтобы сделать эту структуру эффективной. Многое приходится пересматривать, а что-то вообще разрабатывать с нуля. У компании и раньше было много задач, но теперь их стало еще больше. Ближайшее время компанию ожидает как минимум ребрендинг. А это значит, работы предстоит очень много.

Направление развития
На сегодняшний день мне здесь очень интересно. Я вижу, куда нужно двигаться, что развивать и как развиваться самому. Есть масса вещей, которые необходимо подтянуть - в том числе лично мне как руководителю. Я не боюсь говорить об одной из самых больших для меня проблем - сложности работы с людьми.  Казалось бы, для HR-а это одна из ключевых компетенций, но, признаюсь честно, она до сих пор дается мне не так просто.

Мощность толчка
Я посещал немало различных курсов, семинаров и тренингов. И по личной эффективности, и по профессиональным компетенциям HR-а и многие другие. Не могу сказать, что все они оставили след в моей памяти и сильно повлияли на мой профессиональный рост. Но некоторые вещи оказались действительно полезными. Например, курс по тайм-менеджементу или отдельные курсы в программе "Директор по персоналу". И еще хочу снова сказать про Институт бизнес-технологий. По сути это образование тоже было дополнительным, но оно, пожалуй, дало мне больше всего. Помимо знаний по финансам, менеджменту, маркетингу, которые преподносились в доступной форме, программа корпоративного института "Атлант-М" помогла в принципе по-другому посмотреть на бизнес в целом и на свою карьеру в частности. Дала очень мощный толчок и задел на будущее. Некоторые инструменты и методы, применявшиеся ещё тогда, 10 лет назад, я полностью могу понять и оценить только сейчас.

Доска почета
Не буду скромничать - помимо шишек и синяков были и достижения и успехи. Могу гордиться тем, что сделал в "Бримстон-Бел" - удалось сохранить коллектив, не уронить производство, систематизировать процесс управления персоналом  и кадровую работу. С удовольствием вспоминаю полную реструктуризацию отдела продаж в "Никисе". Здесь, в "Арлоне", могу отметить немаловажное для нас достижение - пересмотренную и обновленную систему бюджетирования. Она стала более качественной. Кроме того, уже сейчас нам удалось выполнить большинство достаточно амбициозных и непростых задач, поставленных собственниками. В частности, получилось, как и было задумано, перевести компанию из одного качества в другое, удалось оптимизировать расходы на персонал. Созданная почти с нуля, из разрозненных элементов система охраны труда - тоже наше достижение.

Объявляю благодарность
Не могу сказать, что мне посчастливилось встретить эталон профессионализма, но люди, достойные уважения и подражания действительно на моем пути встречались. Всегда с благодарностью вспоминаю про Сергея Александровича Шеина (директор корпоративного Института бизнес-технологий Международного Холдинга "Атлант-М" - Прим. ред.) Его можно уважать уже за то, что создал эту уникальную программу. Сколько профессионалов добилось успехов благодаря знаниям, полученном в корпоративном университете "Атлант-М"! Кроме того, Сергей Александрович, несомненно, большой специалист в сфере менеджмента - у него действительно есть чему поучиться. Много интересного и полезного я почерпнул для себя, наблюдая за работой главного инженера компании "Бримстон-Бел" - к сожалению, покойного ныне Евгения Яковлевича Басина. Этот человек был ярким примером старой школы руководства, но при этом просто неисчерпаемым источником народной мудрости и профессионализма. В этой же компании мне очень помог в то время заместитель директора Сергей Евгеньевич Чвыров, я до сих пор благодарен ему за поддержку. Как и ключевому консультанту "Бримстона" в тот период - Александру Панькову.
Меня радует и то, что мой нынешний руководитель тоже является человеком, достойным уважения и подражания. Он демонстрирует традиционный скорее для немцев подход к руководству - где-то педантичный и въедливый. Но это очень собирает и дисциплинирует не только его прямых подчинённых, но и всю компанию. Он привык планировать всё на два хода вперёд, разбирается в нюансах и умеет держать под контролем любую ситуацию. Для руководителя это крайне важно.

План развития
Наверное, плох тот карьерист, который не задумывается о своем деле. У меня тоже такие мысли периодически возникают. Но это не является ближайшим проектом.
Пока я достаточно ясно вижу свой план развития. И он не связан с переходом в другую сферу деятельности или другую компанию. Мне очень многое нужно еще сделать здесь. Есть куда идти и развиваться. Есть над чем работать и что совершенствовать. Как минимум ближайшие год-два будут очень насыщенными и, надеюсь, продуктивными. Ведь бизнес постоянно подкидывает все новые задачи.
К тому же пока я не могу сказать, что я на 100% состоялся как директор по персоналу. А нужно добиться того, чтобы смог…

Люблю покосить траву
Последнее время приходится учиться абстрагироваться от работы вне рабочего времени. Все реже беру компьютер домой. Меня радует, что у меня начинает получаться разделять дом и карьеру, не жертвуя работой ради семьи и наоборот.
Наибольшее удовлетворение сейчас получаю, как ни странно, от физической работы. Если раньше меня невозможно было затащить на дачу, то теперь для меня это большая радость - заняться домашними делами. Элементарно взять в руки косу и покосить траву или что-то починить. Оказывается, это хорошая возможность разгрузить голову.
И конечно, стараюсь как можно больше времени уделять детям. Гуляем всей семьей по вечерам в парке, выезжаем за город. Это большая радость - когда получается сохранять баланс.

Записала Юлия Мудревская
←Песня о «Соколе»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика