ПОЛЕССКАЯ РОБИНЗОНАДА
...Два любопытных мальчугана, решивших поближе познакомиться с уникальной природой Полесья, в итоге теряют лодку и оказываются на безлюдном острове среди болот. Они вынуждены вести жизнь настоящих робинзонов. Вскоре, правда, выясняется, что остров не такой уж и безлюдный — вот только от его обитателей лучше держаться подальше...
Думаю, практически каждый белорус без труда узнает этот незамысловатый сюжет. Повесть белорусского писателя Янки Мавра «Полесские робинзоны» с интересом читало не одно поколение школьников. «Беларусьфильм» экранизировал ее дважды, в 1935 и 1974 годах. О первой экранизации, фильме с одноименным названием, сведений сохранилось мало, а сама кинолента не дошла до наших дней. Сегодня мы отправимся «по следам» более поздней экранизации — детского приключенческого фильма «Неоткрытые острова».
«Оборачиваюсь — волк»
...За окном расцветает май, щедро оживляя яркими красками пейзаж большого города. Мы с режиссером фильма «Неоткрытые острова» Леонидом Мартынюком пьем чай на его кухне и вспоминаем другую весну — 1974 года. «Я только закончил снимать фильм «Большой трамплин», как меня вызывают в дирекцию. Надо, говорят, снять детскую картину, приключения мальчишек на фоне природы. Ты охотник и рыбак со стажем. Возьмешься?», — рассказывает Леонид Владимирович.
Сценарий фильма, написанный известным белорусским драматургом Константином Губаревичем, режиссер с согласия автора решил осовременить. «Я предложил сделать современную историю, а не повторять историю гражданской войны с прячущимися на острове бандитами. И он согласился», — признался мне режиссер.
По сюжету, в «полесской робинзонаде» участвовали два противоположных по характеру мальчика: шустрый деревенский смельчак и робкий столичный эрудит. Первого нашли довольно быстро — на примете у режиссера давно был живой и непоседливый сын его знакомых Дима Солодухо. Второго, «профессорского ребенка», поехали искать по пионерским лагерям. «Когда я увидел Олега Капчевского, этого одуванчика с белыми волосами, я сразу понял — нашел!» — с улыбкой вспоминает Леонид Владимирович.
Вопреки обычной кинематографической практике, когда «в роли» одного географического пункта снимается другой, почти весь фильм действительно сняли на Белорусском Полесье, во всей красе показав богатство и своеобразие его природы. Деревню, из которой «юные натуралисты» отправилась в свое рискованное путешествие по реке, «сыграл» Давид-Городок. Первую радость общения с природой — красоту пейзажей, утиные «хороводы», восторг удачливых рыболовов — ребята познали на Выгонощанском озере. А вся их «робинзонада», начавшаяся после потери лодки, проходила на Любанском водохранилище. Кстати, роль большого и маленького браконьеров сыграли сотрудники Любанского охотхозяйства — егерь Михаил Гурбанович и водитель Игорь Самсонов.
На заболоченной поляне в лесу была построена избушка на сваях — «тайное пристанище браконьеров». «Срубили» ее из настоящих деревьев, крышу заложили мхом. Однажды дети растопили печку до такой степени, что раскалилась труба и начала гореть крыша. Перепуганные «робинзоны» скрылись в камышах, а взрослые бросились тушить огонь.
Не обошлись без происшествий и съемки одной из последних сцен фильма, когда дети на браконьерской лодке пытались покинуть остров. По сюжету, лодка оказывается дырявой, и на дно начинает прибывать вода. Для съемок этой сцены у местного жителя «одолжили» старый долбленый човен. Перед каждым новым дублем режиссер поднимал этот човен и выливал из него воду. На пятом дубле у него вдруг потемнело в глазах, пронзила дикая боль в спине и он упал в воду. Хорошо, что на помощь быстро подоспели ребята из съемочной группы. Но на этом неприятности не закончились. Вскоре выяснилось, что човен украли. Хорошо, что все нужные сцены уже успели отснять — найти другой такой «раритет» было бы очень сложно.
«Вся картина «Неоткрытые острова» была снята на длиннофокусной оптике, что было редкостью для того времени. Это позволило получить более насыщенные и живописные кадры. Помню, главный инженер отговаривал нашего оператора Феликса Кучера: «Феля, ты наделаешь мне брака, никто не снимает на длиннофокусной оптике столько планов!». Но он все снял как надо, оператор был от бога», — рассказывает Леонид Владимирович.
Сцены на Любанском водохранилище снимали с помощью вездехода-амфибии, одолженной у военных. На воде это было судно, на берегу «выезжали» колеса. А для съемок финальной сцены спасения детей специально вызывали вертолет. Предполагалось, что с него к лодке будет сброшена веревочная лестница, по которой взберутся спасенные дети. Но лестница оказалась сломанной, так что пришлось сразу переходить к съемкам внутри вертолета. «Полесские робинзоны» рассказывают милиционерам о промышляющих на острове браконьерах и отдают фотоаппарат с заснятым «компроматом».
Мне было интересно узнать, как удалось оператору снять столько кадров с дикими животными, обитающими на Полесье. Как выяснилось, сутками сидеть «в засаде» съемочной группе не пришлось. Они поступили проще — поехали в Подмосковье в специализированное охотничье хозяйство, где занимались приручением зверей. «Помню, сидим с егерем, завтракаем. Вдруг я оборачиваюсь — в дверях стоит волк. И егерь говорит ему как ни в чем не бывало: «Вова, иди съешь свою колбасу, и чтоб я больше тебя здесь не видел!». Волк подходит, становится на скамейку, берет кусок колбасы и уходит...»
Что и говорить, съемки в этом охотхозяйстве были поистине незабываемы. Волк по команде егеря доходил до нужной точки и послушно поворачивал налево, накормленные медом мишки начинали бороться, лиса после фразы «Ищи!» разрывала присыпанное землей мясо. Вот только заяц подкачал — не хотел «работать на камеру» — так метался по вольеру, что разбил себе нос.
Чтобы изобразить гибель лосенка, подстреленного браконьерами, к его передним ногам привязали две шинки и в нужный момент дернули за веревочки. Позже, на творческих встречах после показа фильма, дети постоянно укоряли режиссера: «А зачем вы лосенка убили?». Приходилось успокаивать: «Жив-здоров лосенок, не беспокойтесь».
После выхода на экран «Неоткрытые острова» были проданы во многие соцстраны, ленту показывали на американском телевидении. К сожалению, в последние годы увидеть фильм на наших экранах можно нечасто. Режиссер не без горечи признался — сам не смотрел его уже лет двадцать...
«Полесские робинзоны» Олег Капчевский и Дима Солодухо во взрослой жизни не связали свою судьбу с кинематографом. Оба живут и работают в Минске. «Мне приходили и другие приглашения с киностудии, но отец был против. Он считал, что актер — несерьезная профессия для мужчины, учиться надо на инженера, что я впоследствии и сделал», — признался мне Олег Капчевский.
Под шелест камышей
...Едва ступив на берег Любанского водохранилища, убеждаюсь — это действительно он, мир полесских робинзонов из «Неоткрытых островов». Бескрайняя водная гладь, свежая зелень окрестных лесов, чистый воздух, чарующая синева неба... Мой спутник, мастер по промысловому и любительскому лову рыбокомбината «Любань» Иван Абчинец подтверждает — с годами здесь мало что изменилось, только чуть суше стали берега и гуще разрослись леса.
Как известно, Любанское водохранилище построили в 1966 году на реке Оресса. Водоем зарыбили и начали промысловую добычу. С тех пор водохранилище не раз меняло собственников. С прошлого года его арендует рыбокомбинат «Любань».
— На Любанском водохранилище вылавливают половину всех сомов в Беларуси. Кроме того, здесь много толстолобика, амура, леща, карася. Я лично поймал сома весом 90 килограмм и 38-килограммового толстолобика! К 1 июня закончится нерест, и наша рыболовецкая бригада откроет сезон, — рассказывает Иван Абчинец.
О том, что 35 лет назад эти окрестности стали местом съемок фильма о робинзонах, любанцы помнят. «Интересно было видеть на экране места, где сами мальчишками пропадали все лето. Хороший получился фильм», — поделился мастер рыбоприемного пункта рыбокомбината «Любань» Владимир Ахрамейко.
Наш следующий пункт назначения — прибрежные любанские леса. Понятно, что найти поляну, где юные герои фильма разводили костер или кусты, из-за которых они фотографировали лосенка, сегодня просто невозможно. Что касается «дома браконьеров», то его разобрали сразу после съемок. Но весь этот лес и есть огромная съемочная площадка «Неоткрытых островов».
— Можно ли сегодня, подобно полесским робинзонам, развести в лесу костер, построить шалаш? — интересуюсь я у егеря Любанского охотничьего хозяйства Егора Свиридовича.
Как выясняется, за костер на зеленой травке полагается штраф. Шалаш построить, в принципе, можно, но народ охотнее ночует в палатках, а непогоду пережидает в специально оборудованных в прибрежной зоне беседках.
Роль «полесских робинзонов» каждое лето невольно «примеряют» на себя грибники, рассказывает Егор Свиридович. Леса здесь бескрайние, тянутся на тысячи гектаров. Потерявшихся активно ищут, а в домике егерей для ориентира громко включают музыку. Как-то заблудились две женщины — более суток плутали, пока не вышли к железной дороге.
Тема браконьерства, поднятая в фильме «Неоткрытые острова», актуальна в здешних лесах и сегодня. Егеря периодически задерживают недобросовестных охотников, хотя дело это непростое и опасное. Сложнее всего бороться с браконьерами из числа местных жителей — они знают лес, как свои пять пальцев. Одного полсуток преследовали по следам, но он сумел скрыться.
Сегодня в Любанском лесу можно встретить практически всех животных, «населявших» 35 лет назад «Неоткрытые острова»: зайцев, лис, кабанов, лосей. В этом году в лесу появилось много лосят, отмечает егерь. А бобров развелось столько, что за ночь они умудряются перегородить пруды рыбокомбината.
Прогулявшись в сторону водоема, я без труда нашла и хатки бобров, и обструганые острыми зубами деревца. Ветер играл на кронах, через зелень листвы пробивался солнечный свет... И под шелест прибрежных камышей вдруг ясно вспомнилось, как в кадрах замедленной съемки бежали по этому лесу юные «робинзоны», опьянев от чистого воздуха и бескрайней свободы. Без сомнения, наше Полесье — красивейший уголок планеты, где каждого ждут свои неоткрытые острова...