Тест для сомневающихся мужчин. Генетическая экспертиза уже не диковинка, а обыденная вещь
Среди белорусских мужчин весьма популярен сегодня тест на отцовство. Статистика свидетельствует: количество желающих пройти через эту процедуру за последние годы значительно выросло. Причем, как выясняется в результате исследований, каждый четвертый из них растит не своего ребенка. А в неблагополучных семьях картина выглядит еще более удручающе, здесь биологическими отцами является лишь треть пап. В каких случаях необходим анализ ДНК? Зачем семьи идут на этот шаг? Можно ли установить родителей по ближайшим родственникам? Об этом читателям “НГ” расскажут сотрудники Центра судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции.
Как зубы полечить
Приходится признать, что генетическая экспертиза стала весьма обыденным делом. Таким как, к примеру, лечение зубов. В чем причина “бескомплексного” подхода к щекотливому вопросу? Их, пожалуй, несколько.
— Во-первых, меняется образ жизни современного общества, а вместе с ним совершенно по-другому складываются и отношения между супругами, — поясняет начальник управления молекулярно-биологических исследований Центра судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Светлана Котова. — Во-вторых, свою роль играет раннее начало сексуальной жизни. Ну и, наконец, сказывается рост гражданских браков. Сегодня в Беларуси каждая четвертая пара предпочитает не регистрировать свои отношения. И вот как раз у них зачастую и возникают проблемные ситуации, которые требуют вмешательства специалистов-генетиков.
Отец вне закона
Саша и Людмила жили вместе пять лет. При этом оформлять официально отношения не собирались, рассуждая примерно так: штамп в паспорте ничего не решает, если люди любят друг друга. Однако, как оказалось, не решает до поры до времени. Людмила забеременела, супруги ждали двойню. Но судьба распорядилась так, что женщина умерла после родов. Саша с трудом поверил в это известие, а тут еще выяснилось, что малышей никто ему отдавать не собирается. Ведь брак с Людмилой не был зарегистрирован, и юридически своим детям отец приходится всего лишь чужим дядей. Оставался только один выход — отстоять перед судом свое отцовство с помощью генетического теста.
Поможет дедушка
Впрочем, иногда, чтобы помочь детям-сиротам обрести семью, специалистам-генетикам приходится решать задачи и посложнее. К примеру, бабушка хочет забрать из социального приюта предполагаемого внука. Документов, подтверждающих родство, у нее на руках нет. Да и родители ребенка отсутствуют: отец умер, а мать исчезла в неизвестном направлении. Как быть в такой ситуации? Оказывается, вполне реально доказать родство людей опосредованно. К примеру, поясняет Светлана Котова, у сильного пола весьма показательной в этом плане является Y-хромосома. Она клановая, то есть передается всем мужчинам рода по наследству. Так что если отца мальчика нет в живых, для теста подойдет любой родственник-мужчина — дядя, дедушка, двоюродный дедушка. Правда, в случаях с девочками этот вариант уже не сработает, здесь генетики пользуются другими методами. Как и в ситуации, когда женщина, прежде чем забеременеть, встречалась с двумя братьями-близнецами. Доказать, кто из них является настоящим отцом ребенка, почти нереально. Кстати, в мировой практике действительно были такие примеры, и суд делил алименты на ребенка между двумя мужчинами поровну.
Сразу шестерых детей
Нет ничего хуже, чем неизвестность. Наверное, именно этим принципом руководствуется другая категория отцов, которые решают прибегнуть к генетической экспертизе. К сожалению, без соответствующей бумажки верить своим женам они почему-то отказываются. Вот и получается, что жили себе люди вместе, причем не один год, и вдруг невзначай оброненная фраза соседа или воспитательницы детского сада, мол, что-то сын на вас не очень-то похож, толкает главу семьи на “проверочный” тест.
За тестом в аптеку?
К слову, сегодня в Великобритании практически в каждой аптеке продаются специальные комплекты для забора генетического материала. Так что сделать ДНК-тест там может любой желающий. В Беларуси пока внедрять такую систему не собираются. Между тем, по мнению эксперта центра Владимира Луканского, в том, что тест-наборы находятся в свободной продаже, есть свои плюсы. Во-первых, снимается проблема очередей. Второй плюс — 100-процентная анонимность: мужчина отсылает в лабораторию конверт со штрихкодом, его фамилия и паспортные данные нигде не указываются.
Что касается противников широкого доступа к тестам, то они в первую очередь опасаются нездорового ажиотажа, который, по их мнению, ничего хорошего не даст — лишь только внесет разлад в многие семьи. Хотя вопрос опять-таки спорный. С одной стороны, в желании знать, являешься ли ты биологическим отцом своего ребенка, нет ничего постыдного. С другой — если есть любовь, если папа действительно дорожит сыном или дочерью, для него не существует никакой разницы, подтвердится кровное родство или нет. Недаром говорят: отец тот, кто вырастил ребенка, а есть ли у них общий набор ДНК, уже не суть важно.