Всем спасибо, все задаволены
17.05.2010
—
Новости Общества
![](http://www.21.by/pub/news/2010/05/1274291527368345.jpg)
14 мая сайт независимой музыкальной экспертизы experty.by провел фестиваль собственного имени: на зрительский суд были представлены лучшие молодые бэнды последнего года, а также сами «эксперты» - Дмитрий Безкоровайный, Олег Климов, Сергей Будкин и почетный джазово-блюзовый критик Дмитрий Подберезский, который, впрочем, не явился на мероприятие, явно не прельстившись репертуаром.
«Очень остроумно: диск «Петли Пристрастия» называется «Всем доволен», а диск Nevma называется «Задаволены» - это специально так, да?» Около лотка с музыкальными артефактами выступающих надежд белорусского рока немноголюдно, но параллели с названиями дисков веселят всех. Артефакты, предложенные некоторыми группами, заставляют думать о том, что в Беларуси появились истинные рок-стары, отлично знающие, что нужно фанатам, - теперь можно нацепить на кепку значок «Петли Пристрастия» или хипстерскую майку с дурацким рисунком, свидетельствующую о нежности в адрес коллектива The Toobes.
Логика сайта «экспертов», в рамках которого четверо музыкальных критиков оценивают каждый белорусский альбом, безукоризненна, пусть и странна - каждому альбому выставляются баллы. Четыре молодые группы, выступающие в этот день, набрали максимум баллов за год - и от самой четверки экспертов, и от приглашенных критиков, и от гостей сайта. Как ни странно, репрезентация актуальной белорусской музыки состоялась - именно эти четыре коллектива продемонстрировали, насколько в нашей современной музыке все разнородно и несовместимо. Следовательно, все в порядке.
Могилевский рок-бэнд Nevma играет демонический хард-рок с по-кипеловски незабываемым вокалом («Странно, почему сейчас так непопулярна группа Queen!» - вдруг замечает кто-то в толпе), самая сыгранная группа Port Mone исполняет акустический дэнс-эмбиент, их сверстники «Петля Пристрастия» исполняют драматичный пост-панк для людей, которые не знают, что такое пост-панк, а The Toobes, которые младше фактически на целое поколение, играют крикливый хипстерский винтаж-рок. Такая же разбежка и с текстами - The Toobes поют на английском, Nevma - на белорусском, «Петля» - на русском, а Port Mone вообще не поют. Ужас в том, что в нашей стране у всех этих групп, в принципе, одна
аудитория. Потому что аудитория у нас вообще - всегда одна.
Посыл «всем доволен» - на удивление общий в творчестве всех четырех коллективов. «Петля Пристрастия», неосознанно ерничая и глумясь над менталитетом белорусов, трагическим голосом бубнит: «Всем доволен, всем доволен. Райским климатом доволен. Изобилием финансов. И просторной квартирой своей. Что-то странное только с тобой!» Nevma кричит своим идеальным хард-роковым фальцетом: «Адчыні рот і ідзі адсюль, бо я ўсім задаволены! Пакінь мяне ў спакоі, бо я ўсім задаволены!» Общий посыл наглядно демонстрирует некий невротичный аутизм, воспеваемый группами, - оставьте нас, поют они, не трогайте, мы всем довольны, не травмируйте только нас, пожалуйста. Всем довольны и The Toobes - тем, что их веселое вздорное нахальство всех веселит и радует, что они звучат так громко, что некоторые зрители с воплями выбегают из зала, а также тем, что новая песня Mama не сильно отличается от старых, зато демонстрирует подсознательное желание группы походить не только на Джими Хендрикса, но и на что-то уровня AC/DC. Детки выросли - поменяли надписи на майках (вместо слов «барабаны», «бас» и «гитара» там теперь нецензурщина на иностранном языке) и стали почти показательным образом еще меньше заботиться о мелодике, вкладывая все силы в исполнительский драйв и создавая прямо-таки пугающую стену звука.
Всем довольны и гости: для них организован небольшой фуршет, в рамках которого ушлая белорусская пресса создает фактуру для репортажей с мероприятия, делая интервью с каждым встреченным «селебрити» - от Игоря Ворошкевича и Олега Хоменко до мимо пробегающих коллег и Владимира Пугача в черной праздничной майке с говорящей надписью «Курманбек». Сами «эксперты» увлеченно обсуждают с гостями и музыкантами будущее белорусской рок-музыки, драматизируют, спорят, пьют на брудершафт и выходят на улицу только для того, чтобы в тишине поиграть в игру «кто назовет больше коллективов, на которых похожи The Toobes». Люди, которые искренне и безвозмездно озабочены судьбой белорусской музыки, выглядят абсолютными богами, вестниками донкихотства и апокалипсиса. «Джими Хендрикс! - выкрикивают они. - The Music! Ленни Кравитц! The Cure! Что за чушь, при чем тут The Cure!» Самое удивительное, что музыкантов все эти критические разглагольствования абсолютно не волнуют.
Самое правильное же в данном фестивале - полное отсутствие фестивальной части: на сцене нет ни ведущих, ни тамады, ни бравых девиц с папками; не звучат благодарственные речи, вообще ничего такого. На сцене весь вечер находятся только музыканты. Идея в каком-то смысле революционная.
«Все с вашими белорусскими группами понятно, - вещает на выходе из клуба девушка с Украины, фактически гостья города. - Сразу видно, что, например, «Петля Пристрастия» добьется наибольшей известности, а вот The Toobes зато заработают больше бабла!» Вдохновившись свежестью постороннего взгляда, корреспондент «БелГазеты» попросила у гостьи города поделиться еще какими-нибудь впечатлениями, в итоге выяснив, что The Toobes играют в опасном жанре «горим на работе» и рано или поздно, перестав исполнять «пубертатную музыку», рискуют оказаться в творческом коллапсе; а вот Port Mone, напротив, «чересчур взрослые» и интеллектуальные, посему им уже давно нужно «записывать музыку для фильмов».