Наши в Каннах
12 мая состоялось открытие 63-го Каннского кинофестиваля, самого престижного международного смотра мирового кино. Жюри возглавляет в этом году Тим Бертон, в главной конкурсной программе – 19 фильмов, два из них сняты русскоязычными режиссерами.
Родившийся в Беларуси украинский режиссер Сергей Лозница, ранее известный как документалист, 19 мая представит в Каннах свою первую игровую работу - ленту "Счастье мое", рассказ о приключениях заблудившегося в российской глухомани шофера-дальнобойщика. Средств в России на съемки фильма Лозница не нашел, его лента - украинско-немецко-голландская совместная продукция.
Вот что думает о "национальной принадлежности" своего фильма и искусства в целом сам Сергей Лозница:
- Для себя я не очень отделял документальное и игровое кино. И то, и другое - это все равно один феномен, это кино. Другое дело, что игровое кино делается немножко по-другому, и делать его гораздо сложнее, как я это узнал сейчас, чем документальное. Это не порядок выше информативная емкость. Когда я подавал заявку на финансирование картины в российское Министерство культуры, мне отказали. Ну хорошо, тогда я ищу другие возможности. Вот познакомился с Олегом Хоханом, он предложил мне снять картину. Нашел я деньги также в Германии и в Голландии. И какая разница? У нас на картине, например, работали граждане 10 стран, и каждый интересен был своим взглядом, каждый пришел из своей культуры
- И какая национальная прописка у картины?
- По-моему, это сейчас начинает терять какой-то смысл. У произведений искусства доиндустриальной эпохи не было никакой национальной прописки, потому что нации, как понятия, не было, потому что государства еще не не формировались. Нация формируется тогда, когда идея появляется, когда появляется государство, границы. Это понятие больше политическое, не имеющее отношения к искусству.
Тургенев жил во Франции, и что - он французский писатель? Набоков - швейцарский писатель? Бродский - американский поэт? Смешно! Видимо необходимо о чем-то другом говорить и что-то другое смотреть, когда вы говорите о принадлежности произведения искусства. Может быть, культурная традиция. Это имеет больше смысла, чем принадлежность к той или иной стране.
Второй русскоязычный фильм в программе фестиваля - фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2", ставший в России, как и следовало ожидать, предметов общественной дискуссии и вызвавший самые противоречивые отклики.