«Цифровое» неравенство

Источник материала:  

«Цифровое» неравенствоСозданию «электронного правительства» мешает человеческий фактор?

Как раз сейчас в нашей республике разрабатывается новая программа «Электронная Беларусь-2», рассчитанная до 2015 года. Она -- логичное продолжение одноименной Госпрограммы информатизации Республики Беларусь на 2003--2005 годы и на перспективу до 2010 года, предусматривающей формирование в республике единого информационного пространства. Речь в конечном итоге идет о повышении эффективности работы экономики, государственного и местного управления.

Программа «Электронная Беларусь» разрабатывалась в полном соответствии с взятым нашей страной курсом на модернизацию и инновационное развитие, отвечающим самым острым вызовам современности. Аналогичные национальные программы, кстати, существуют и во многих других странах, в том числе развитых.
Так, в июне 2005 года Еврокомиссия приняла особую инициативу «Европейское информационное общество для развития и занятости». И уже в ноябре того же года в Манчестере выработана Правительственная Декларация о создании европейского электронного правительства. В 2008 году Франция приняла собственную национальную программу «Электронная Франция-2012». В ней в числе прочего предусматривается к 2012 году обеспечить каждый дом каналом недорогого широкополосного доступа к сети Интернет. А «Электронная Британия» «планирует» подключить всех британцев к широкополосному двухмегабитному каналу (тех, у кого для этого недостаточно средств, подключат за государственный счет).
Программа «Электронная Беларусь» в целом отражает общеевропейские и общемировые тенденции. В числе приоритетных задач в ней значатся такие, как: создание общегосударственной автоматизированной информационной системы с целью сформировать единый национальный информационный ресурс; создание автоматизированных информационно-аналитических систем, которые должны усовершенствовать и повысить эффективность работы госорганов и органов местного самоуправления; развитие процессов информатизации в реальном секторе экономики и другие.
Обращает на себя внимание явно технократический перекос в формулировании основных направлений программы. Это отчасти объясняется тем, что наша страна находится на недостаточно высоком уровне так называемой «электронной готовности» (e-Readiness), мониторинг которой ежегодно проводится под эгидой ООН. Только по одному из показателей -- общему уровню развития сектора информационных технологий за 2002--2007 годы -- Беларусь попала в первую треть сводного рейтинга (54-е место среди 154 стран). По данным Всемирного банка за 2009 год, лишь каждый третий житель нашей республики пользовался Интернетом (29 человек из 100). Это не очень много, если вспомнить, что Франция, Великобритания и другие страны ставят задачу тотального широкополосного подключения своих граждан к Всемирной сети.
Что сегодня можно назвать препятствием на пути построения информационного общества в Беларуси? Во-первых, неготовность, а часто и просто нежелание  самих чиновников жить и работать по-новому. Так, несмотря на принятую стратегию внедрения технологий электронного документооборота, только в стенах Национальной академии наук Беларуси -- разработчика программы «Электронная Беларусь» -- объем отчетности на бумажных носителях в последние годы возрос многократно. Отделения Беларусбанка выдают гражданам целые «простыни» распечаток по каждой операции, совершенной даже с использованием пластиковой карточки. Инфокиоски, SMS- или интернет-банкинг только частично решают эту проблему в силу своей «неуниверсальности» -- в частности, невозможности произвести одним заходом необходимые платежи, снять остаток наличных средств, купить лотерейный билет или иностранную валюту... Есть и другая проблема -- большинство наших граждан попросту не готовы использовать возможности новых информационных технологий. Инфокиоски и банкоматы часто располагаются в оживленных местах, где создается психологический дискомфорт.  И никогда -- в изолированных кабинках.
Серьезным тормозом на пути информатизации белорусского общества остается высокий уровень тарифов на телекоммуникационные и информационные услуги, что во многом объясняется монопольным положением РУП «Белтелеком» на рынке телекоммуникационных услуг. Развитие сетей сотовой связи лишь частично подорвало эту монополию, поскольку тарифы на мобильный Интернет, как правило, еще выше. А ведь именно сравнительно дешевый мобильный Интернет мог бы внедриться буквально в каждый самый отдаленный уголок Беларуси. Насколько изменит эту ситуацию внедрение новой технологии 3G/3G+, судить еще пока рано…
Предстоит нам преодолеть и наиболее серьезное препятствие -- информационное, или «цифровое», неравенство, уже названное одной из глобальных проблем XXI века. В рамках страны это -- неравенство регионов по отношению к столице, сельской глубинки по отношению к административным центрам и, наконец, неравенство граждан в отношении их финансовых и прочих возможностей использовать новые информационные технологии.
Хочется надеяться, что все названные социальные аспекты будут учтены при разработке новой программы «Электронная Беларусь», как это делается во Франции, Великобритании и других «электронно готовых» странах.
Сергей САНЬКО, кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии Национальной Академии наук Беларуси 

←ПОБЕДА В ДОСТОЙНЫХ РУКАХ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика