Куда уплывет Гродненский речной порт?

Источник материала:  
12.05.2010 10:28 — Новости Общества
Куда уплывет Гродненский речной порт?Речной порт "Гродно". Громко сказано. Да, когда-то такой порт был в конце ХIХ – начале ХХ века. Теплоходы "Барон Гинзбург", "Орел" и "Русалка" с заходами в район Августовского канала и за Мосты, с духовым оркестром на борту совершали круизы по выходным дням.

Шли сплавы плотов для переработки древесины в Гродно у верховья Немана от деревни Куписк, что в Столбцовском районе Минской области. Это более 200 километров. Вверх по течению ходили буксирные теплоходы.

Сегодня филиалом "Гродненский участок РУП "Белводпуть" обслуживается всего 75 километров реки от деревни Комотово до населенного пункта Перелома.

– Основная наша задача – обеспечение судоходных условий на вверенном участке реки,– рассказывает начальник Гродненского филиала Александр Маскалевич. – Устанавливаем знаки судоходной обстановки, очищаем и углубляем русло. Добычей нерудных материалов Гродненский участок не занимается. В процессе дноуглубительных работ песок вместо того, чтобы перебрасывать его дальше в воду, потом на берег, грузится на баржи и транспортируется к причалам. Он отгружается по заявкам клиентов, в основном строительной индустрии города. Таким образом, не замутняется вода. Помимо основной деятельности, речники оказывают услуги по перевозке песчано-гравийной смеси водным транспортом, кстати, более экономичным по сравнению с другими видами.

Известно, что Неман – река норовистая, с "характером". Дно ее после прохождения ледника устлано каменисто-глиняными образованиями. По этому дну песок сотнями тысяч тонн за год перекатывается, образуя ямы и отмели, островки. Вот и стараются речники.

Остров для "быка"
– Река – живой организм, – утверждает Александр Маскалевич. – Она постоянно меняется, но ею можно управлять.

Многие гродненцы думают, что в районе улицы Рыбацкой на подступах к новому мосту образовался островок по причине мелководья реки. Но это не так. Как пояснил Александр Викторович, после сооружения нового моста свал течения приходился на основную его опору – быка. Разрушительная сила воды особенно чувствительна в половодье, во время ледохода. Поэтому перед мостом в свое время было сделано выправительное сооружение, позволяющее уменьшить скорость течения реки и защитить опору моста от ледохода. Во время ледохода на нем собираются многометровые глыбы льда, которые могли бы угрожать основному быку моста. Что интересно, облюбовала этот островок лоза, которая его еще больше укрепила.

Как спасали Коложу

От разрушающей силы воды речники защищают не только мосты, но и берега. Коложская церковь построена на излучине Немана. Отталкиваясь от левонабережной улицы, река стремительно уходит вниз с высоким перепадом уровня воды. На этом участке Неман имеет течение, равнозначное полугорной реке. Напротив Коложи образовалась большая яма, и началось подмывание не только берега. Создавались предпосылки для сползания горы. Берегоукрепительные работы не дали желанного результата. Тогда речники напротив Коложи сделали защитную дамбу, а речное течение положило песок к подножью церкви в русле реки. Для большей убедительности специалисты русловой партии в бывшую яму навозили баржами камней.

Поднять якоря!

Скептики утверждают, что с пуском в 2011 году Гродненской ГЭС, а спустя несколько лет и Немновской, гродненские речники пострадают. Но это не так. Им не придется сушить весла. Наоборот, подчеркивает начальник участка, большая вода для речников – благо. И вот тому объяснение.

От Гродно до Немновской ГЭС около 20 километров. В случае сооружения плотины высотой 10 метров перепад воды в районе старого моста Гродно составит около полутора метров. Это означает, что Неман в этом месте до плотины станет спокойнее в течении, многоводным, отличным фарватером для речников. Образование песчаных наносов ниже плотины заметно уменьшится.

Александр Маскалевич надеется, что обе ГЭС будут оборудованы судопропускными сооружениями. Это позволит в дальнейшем осуществлять транзит флота при необходимости в верхний бьеф Гродненской ГЭС в затоку выше Лунно. Саму базу переносить в эту затоку из Гродно нет смысла.

А если "старичка" спишут?

Теплоходу "Ольга Соломова" уже 54 года. Если "старичок" будет трудиться и на пенсии, то с его габаритами по шлюзу будущей ГЭС в Немново можно будет пройти. А ходить по Неману он будет еще долго. В 2006 году "Ольга Соломова" претерпела капитальный ремонт. Средства выделила областная власть.

По реке через границу
Судопропускное сооружение позволит полякам, литовцам, туристам других стран приплывать в Гродно яхтами и спортивными маломерными судами. А каковы вообще перспективы с пассажирским флотом Гродно?

 В Гродно уже побывали речники из Польши и Литвы. В 2011 году начинается совместная работа с речниками Литвы по восстановлению судоходства от Привалки и далее на их участке Немана до Каунаса. Эта работа в рамках трансграничного сотрудничества перспективна потому, что в плотине Каунасской ГЭС предполагается сооружение судопропускного шлюза. Тогда Гродно будет иметь выход к Балтийскому морю.

Александр Маскалевич уверен, что именно это сотрудничество под эгидой Евросоюза в перспективе позволит приобрести для Гродно и пассажирские суда.

Музей под открытым небом
Кто только не приходил к нам в Гродно в роли завоевателя и не взбирался по крутым берегам Немана на штурм городских крепостных стен?! Варяги, шведы, крестоносцы. И все получали от ворот поворот, теряя в неманской воде доспехи, пушки, мечи и…якоря. Часть этого добра поднята со дна и передана Гродненскому государственному историко-археологическому музею.

Но речники создают и свой музей флотского такелажа под открытым небом. На территории филиала "Гродненский участок РУП "Белводпуть" выставлены якоря разных лет. Мануфактурные и самодельные. Частично они были найдены во время чистки речного дна. Есть даже якорь, которым вылавливали бревна разрушенных плотов. Мэр Гродно Борис Козелков заинтересовался этими находками и имеет намерение создать на Правонабережной улице Немана музей под открытым небом.


←На некоторых улицах Гомеля закроют движение

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика