Романчук: нет смысла в производстве автомобилей в Беларуси
"Идея импортозамещения достаточно стара. Ее хотели реализовать на Западе после второй мировой войны, но попытка завершилась провалом, - заявил Ярослав Романчук в интервью "Завтра твоей страны". - Ведь импортозамещение - искусственное навязывание предпринимателям того, что они делать не хотят или не умеют. В то же время встраивание в цепочки транснациональных корпораций является нормальным сценарием организации импортозамещающего производства".
Попытки наладить в Беларуси производство автомобилей пока не привели к заметным успехам. Объем выпуска иранских автомобилей Samand в 2009 году не достиг и 300 штук, хотя за этот же период в Беларуси было продано около 200 тыс. импортных автомобилей.
"Опыт показывает, что белорусские потребители ориентируются на автомобили европейского, японского, американского производства. Белорусы среднего достатка готовы платить за качество, они не особенно доверяют даже известным маркам российской сборки", - отметила, в свою очередь, замглавы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
По мнению эксперта, проблема заключается не только в доверии потребителя. Автомобиль является сложным технологическим продуктом, и возникает вопрос о необходимости создания качественных запчастей. В России, где уже не первый год действуют сборочные производства ряда известных марок, данная проблема тоже пока не решена.