Феськов: Тестирование спровоцировало большое количество желающих учиться
3 мая начинается регистрация на централизованное тестирование. С этого дня можно считать вступительную кампанию-2010 открытой. Естественно встаёт вопрос: какой она будет в этом году?
- Существенных изменений в этом году нет, - говорит директор РИКЗа, который проводит централизованное тестирование, Николай Феськов. - Только те, которые касаются технологии проведения тестирования. К примеру, в Минске и областных городах будет вестись автоматическая регистрация на тестирование. Она позволяет абитуриенту в одном месте зарегистрироваться в любой пункт тестирования. Мы осторожны с тотальным ее внедрением, ведь все зависит не только от нашей готовности, но и от наличия каналов связи.
- Зарегистрироваться через интернет абитуриент по-прежнему не сможет?
- Нет, ведь он должен явиться на регистрацию лично с паспортом и квитанцией об оплате. Зато программа позволит видеть все свободные места и исключить так называемых двойников (когда абитуриент одновременно регистрировался на белорусский и русский языки).
- А сами тесты меняются? Заметно, что с каждым годом часть А, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов из уже имеющихся, становится меньше, часть В - больше.
- Работа над тестами идет все время. Но те, кто думает, что часть А позволяет угадывать правильные ответы, ошибаются. Вероятность угадывания серии из трех вопросов, которые имеют по пять вариантов выбора, составляет менее 1%, а серии из пяти вопросов - 0,0003, или 0,03%. Для решения проблемы угадывания в тесты включаются задания открытого типа. Случайные попадания в любом случае не позволят набрать достаточно высокие баллы и претендовать даже на платные отделения.
Но мы совершенствуем саму структуру заданий. Задания таковы, что требуют творческого подхода к решению.
- Вам не привыкать слышать упреки в излишней сложности тестов?
- Мы не заинтересованы в том, чтобы в тестах были слишком сложные или слишком легкие задания. Они должны соответствовать уровню подготовки среднестатистического абитуриента. С одной стороны, это выпускник гимназии этого года (который традиционно показывает лучший результат), а с другой - выпускник ПТУ, где общеобразовательные предметы занимают только 60% объема учебной программы общеобразовательной школы, да еще закончивший училище несколько лет назад. Но и тот, и другой должны иметь шанс.
- То есть тесты должны быть составлены так, чтобы все абитуриенты получили хоть сколько-то баллов?
- Совершенно верно. Тогда вузы смогут отобрать наиболее способных. Кстати, в прошлом году у нас случилось два прокола по математике, которые позволили убедить всех в том, что тесты не должны быть очень легкими. Два задания из 30 у нас получили по нулю баллов. Они просто не сработали.
- В этом году очень легких заданий не будет?
- Не должно быть.
- Тестирование позволяет проверить знания огромного количества выпускников школ. И проанализировать их…
- Да, такой возможности проверки знаний не было даже в советские годы - чтобы одновременно 90% выпускников выполняли одинаковые задания .У нас есть данные по всем областям, по каждой школе, гимназии, училищу…
- И что вы видите?
- Есть положительные тенденции, но очень много ошибок даже в элементарных задачах. Мы видим, например, что страдают вычислительные навыки у абитуриентов.
- Это то, что можно посчитать без калькулятора?
- Да. При этом не всегда находят рациональные пути решения. Очень часто можно услышать упреки, что решение задачи заняло два листа. На самом деле у нас нет ни одного задания, решение к которому заняло бы больше трети страницы. Выходит, абитуриенты не видят, что есть рациональный, наиболее простой способ. А раз он пошел по неверному пути, значит, что-то не то в подготовке.
- А какие проблемы у гуманитариев?
- По лингвистическому блоку мы можем проверить даже технику чтения, хотя нас часто упрекают, что в тестах это невозможно. Ой, как можно! В тестах по иностранным языкам дается текст и к нему 6-8 заданий. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что отдельные абитуриенты плохо читают, не могут ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, не могут его понять. Не говоря о том, что страдает и словарный запас.
В этом году сравнили русский и английский опять же у сильных абитуриентов. Выяснилось, что аналогичные задания по английскому языку они выполняют лучше, чем по русскому. К изучению иностранного языка абитуриенты подходят более осознанно, а русский зачастую воспринимается на бытовом уровне.
Возможно, из-за этого проявляются и многие несуразности. Нынешние выпускники школ не знают значения многих слов. Ямщик для них - тот, кто копает ямы. Обелиск - женское украшение. В прошлом году большие затруднения вызвали слова "телеграмма", "бандероль", "щеголь". Ну а в слове "фальшь" из года в год около 40 процентов делают ошибки.
- Мы анализируем результаты тестирования и первой сессии. К примеру, такую работу проводили с Минским государственным лингвистическим университетом на факультетах английского и испанского языков. Нас радует, что они практически совпадают. Это лишний раз подтверждает объективность тестов.
- Николай Степанович, сколько будет абитуриентов в этом году?
- Точно сказать невозможно. Однако, с учетом снижения количества выпускников общеобразовательных школ, тысяч на 10-15 будет меньше, чем в прошлом году.
Упрощение процедуры вступительных экзаменов в форме централизованного тестирования и возможность альтернативы в выборе будущей специальности спровоцировало большое количество претендентов на получение высшего образования.
Еще лет тридцать назад только 20-30 процентов выпускников школ собирались поступать в вуз, сегодня - 90-95%.