Воду в колодце освещают звезды

Источник материала:  

Корреспонденты «БН» узнавали, как сегодня живет деревня Завадь Вировая, что на Славгородчине, нашедшая силы уцелеть

Все судьбы чернобыльских деревень, по сути, схожи. У них две жизни -- «до» и «после» взрыва атомного реактора. Однако у одних второй период так и остается пустой страницей, а другие -- выживают, стараясь ухватиться за соломинку и не дать своей малой родине умереть. Так случилось и с Вировой. В том страшном 86-м местным жителям казалось, что время навсегда остановилось в черной и едкой радиационной пыли. Прошло 24 года... Но и теперь здесь также мелодично растягивают свои трели птицы, опушка леса усыпана подснежниками и со дня на день выглянут первые листочки, так сладко пахнущие настоящей весенней зеленью. Но самое главное -- у деревни по-прежнему есть хозяева, а значит, и будущее…

ВозРОЖДЕНИЕ
Деревня плавно тянется вдоль дороги, немного спрятавшись вглубь, чем-то напоминая черно-белое домино. Жилые дома чередуются с пустыми заброшенными постройками, где некогда жили люди, а теперь остались только фундаменты и сад. В начале населенного пункта красуются четыре новых дома, которые местное хозяйство построило для своих специалистов -- крепких и надежных хозяев. Они хотят здесь жить, работать и растить своих детей. Полюбилась Завадь и переселенцам.
Совсем недавно в деревне обосновалась семья Василенко. Супруги взяли кредит, купили дом, который сейчас ремонтируют, обзавелись хозяйством: держат три коровы и лошадь. Оно и понятно: нужно поднимать на ноги четверых детей. Кстати, самую младшую Светлана подарила мужу как раз на 23 февраля.
-- Я частенько к ним захожу поинтересоваться, не нужно ли чего. Не упускаю случая сагитировать хозяйку еще и на рождение пятого малыша! -- начинает знакомить с местными жителями председатель Кабиногорского сельисполкома Славгородского района Вадим Сивухин. -- Да и помощь от государства многодетным матерям весьма солидная. Местная власть, со своей стороны, всегда к услугам сельчан. При том, иногда работаем на опережение: не дожидаясь, пока жители сами обратятся. Например, перед Пасхой и Радуницей обязательно нужно привести в порядок кладбище. В этом году подвезли песка, чтобы обновить могилки, сделали специальную яму для мусора. Люди уже приходили и благодарили.
-- Знаете, сейчас для сельчан чернобыльская катастрофа как бы отходит на второй план, уступая место уверенности в завтрашнем дне, -- подключается к разговору главный специалист по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отдела архитектуры и строительства Славгородского райисполкома Светлана Кретинина. -- Главное, человек видит: он не брошен на произвол судьбы. Его проблемы становятся нашими проблемами.
-- Вот и Александру Лабодаеву, который перебрался из Славгорода в Вировую, помогли уладить бумажный вопрос по аренде земли, -- подтверждает слова Кретининой председатель местного сельисполкома. -- А поскольку его хутор находится на отшибе деревни, провели туда уличное освещение и позаботились, чтобы подъезд к его дому вместе с другими дорогами регулярно очищали от снега. Особенно актуально это было нынешней зимой. Давайте поедем -- сами увидите!

Лучший фильтр -- натурпродукт
Александр Лабодаев переехал в Вировую четыре года назад. «Приворожила Завадь его красотами.
-- Вы только посмотрите, настоящий райский уголок: наша усадьба спряталась в сосновом бору, а внизу раскинулась небольшая речушка Проня, -- описывает местность хозяин. -- Тишина, спокойствие, зелень кругом. Живи и радуйся! Северная и восточная стороны -- самые холодные -- лесом защищены, а южная открыта теплому весеннему солнышку. Чем не сказка?
Александр -- мастер на все руки. Даже инструменты для работы сам себе изготовил. Говорит, талант от предков передался: прадед был отменным плотником и столяром. А для дочки Лизы, которой очень нравится сказка про трех медвежат, сделал кровать из деревянных кругляшей. Такую же, как и у ее любимых персонажей!
Да и вокруг дома все самодельное: баня, топка, ульи для пчел, качели, а напротив -- кустарники и молодые яблоньки. В планах -- посадить большой сад. Есть хозяйство -- куры, утки, свиньи. А вскоре Александр хочет заняться разведением вислобрюхих хрюшек. Много читал о них: оказывается, очень прибыльные!
-- Везде жить и работать можно, было бы желание. И радиация не помеха для этого. Вот колодец у нас есть -- до воды всего лишь 12 метров. Вода -- чистейшая, -- выкладывает свои козыри Лабодаев. -- Даже знакомые приезжают из Славгорода, чтобы запастись ею, особенно перед Крещением.
-- На ночь мы открываем окошко в колодце, чтобы воду освещали звезды, -- делится семейной традицией супруга Марина. -- Но самый главный секрет -- чистое питание. Мы все сами выращиваем, а продукция собственного производства -- полезная и безопасная. Не раз убеждались в этом после проверки ее на содержание радионуклидов.


Сердце сказало «нет»
Когда «бухнул» чернобыльский реактор, Евдокии Дмитриевне Старовойтовой не было и пятидесяти. В тот страшный и роковой день она вместе с дочкой и зятем сажала картошку. Вдруг на землю как бы спустилось густое туманное облако, а в горле «осел» неприятный горький привкус.
-- Потом пошел дождь, а когда подошли к дому -- посыпался крупный, с перепелиное яйцо, град. Причем не белого, как обычно, а желтого цвета, -- вспоминает женщина. -- А позже уже по телевизору передали, что произошла авария на Чернобыльской АЭС.
С тех пор прошло уже 24 года, а Сторовойтовы по-прежнему каждую весну засевают свой огород.
-- Бураки кормовые будут, картошка, ведь хозяйство большое: конь, корова, недавно поросенка забили, нужно на лето еще одного прикупить, -- делится Евдокия Дмитриевна.
Интересуюсь, кто сено помогает заготавливать. В ответ муж Иван Прокопович ловко отшучивается:
-- Колхоз готовит, а мы «отдалживаем» у него.
-- Не слушайте вы Ивана, хлопцев соседских прошу, чтоб накосили. Думаю к председателю СПК «Присожье» пойти, -- живо вмешивается в разговор супруга. Уверена, председатель нам не откажет. У деда, да и у меня, ноги болят, здоровье, что и говорить, подводит.
Так и живут Старовойтовы своей тихой и размеренной деревенской жизнью. Скоро нужно будет подумать о заготовке дров.
-- Как говорится, готовь сани летом. Но, слава богу, проблем с этим нет: в гортопе выписал. Их тебе привезли и разгрузили, -- говорит Иван Прокопович. -- Местная власть не обижает: если какой вопрос, сразу -- в сельсовет. Признаться, только скучновато порой, ведь раньше такая веселая и многолюдная деревня была, а теперь в конце нашей улицы как-то пустовато. Соседи поразъехались кто куда.
В свое время и Старовойтовым предлагали переселиться за Круглое.
-- Но сердце не отпустило. Ведь я отсюда родом, здесь мои корни, -- еле сдерживая слезы, вспоминает хозяйка. -- Съездила я туда, посмотрела, домой приехала, села на лавочку и заплакала. Потом сказала мужу: «Никуда я не поеду!» И еще ни «разочку» не пожалела о своем решении.
У каждого из этих людей -- своя история. Они не сломались, не испугались и, вопреки черной были, не дали умереть родной деревне, как, впрочем, и многим другим. Поэтому навсегда останутся главными героями той, второй жизни. Имя которой --  «После Чернобыля»…
Когда беда не беда

Комментарий председателя Славгородского райисполкома Владимира ДАНИЛЕНКО:
-- 24 года мы живем иной жизнью. Жизнью после Чернобыля. Первые результаты исследований показали, что уровень радиационного загрязнения достаточно высокий. В некоторых населенных пунктах района он достигал 30 и более кюри на квадратный километр. 24 деревни были определены для выселения. В итоге в другую местность переселились 1642 семьи (4191 человек), а еще более трех тысяч жителей выехали самостоятельно, воспользовавшись правом на отселение. Славгород до сих пор считается одним из самых загрязненных городов Могилевской области.
Однако мы не спасовали перед ужасной трагедией. Наоборот, научились жить и работать в этих условиях. Уже успело родиться и вырасти целое поколение -- постчернобыльское -- молодых славгородчан. Сегодня мы делаем все для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для безопасного проживания и работы на загрязненных территориях. Если в первые годы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС пострадавших попросту отселяли в чистые зоны, то теперь, благодаря ряду государственных программ, делаем упор на решение медицинских проблем, санаторно-курортное оздоровление людей. В прошлом году, к слову, его прошли более 1900 ребят, которые живут на загрязненных территориях. Многое делается по обеспечению бесплатным питанием детей. Главная задача вертикали власти -- нормальная и здоровая жизнедеятельность. Поэтому в агросекторе активно идет переспециализация хозяйств на получение продукции с более низким содержанием радионуклидов. Продолжается строительство дорог, водо- и газопроводов, жилья. Новый импульс придало развитию района строительство агрогородков -- сегодня их в районе восемь. Люди почувствовали заботу и поддержку со стороны властей. А значит, они не остались наедине со своей бедой: появились уверенность в завтрашнем дне, возможность для самореализации. В прошлом году мы сдали 32-квартирный дом для специалистов, востребованных сегодня в районе. В следующем планируем построить такой же. Мы боремся за каждого человека и делаем все, чтобы выйти из тени Чернобыля, сделав нашу жизнь лучше, краше и комфортнее!

Надежда ЯНЧЕНКО, Владимир ШЛАПАК (фото), «БН» 

←«Дело, которое объединяет...»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика