Сколько белорусов рискуют потерять работу
20.04.2010 09:19
—
Новости Общества
По официальным данным, безработица в Беларуси - всего 1%. Если бы цифра была правдивой, это было бы экономическим и структурным чудом. Даже поверхностное ознакомление с ситуацией убеждает, что чудом в стране не пахнет. "Завтра твоей страны" подсчитывает число белорусов, оказавшихся в зоне риска, предлагает властям десять мер по борьбе с безработицей и дает работникам семь рецептов успеха на напряженном рынке труда.
Реальная безработица как минимум в 10 раз выше
Социологические опросы начала 2010 года показывают, что безработица входит в тройку самых главных проблем белорусских семей. Значит, официальная статистика не отражает реальное положение на рынке труда. В ситуации, когда госпредприятиям запрещают увольнять рабочих, когда пособие по безработице в стране ниже прожиточного минимума в Африке, и для его получения необходимы отработки на общественных работах, мизерное число зарегистрированных безработных вполне объяснимо.
В 2009 году резко выросло число работников с неполной занятостью. По такому графику работали 357 тысяч человек - это 9% рабочей силы. В отпуск по инициативе нанимателя были отправлены почти 55 тысяч человек. Почти для половины их них не была сохранена заработная плата. Общее количество неотработанного времени в 2009 году составило 5,4 млн человеко-часов - в 4,5 раза больше, чем в 2008 году. Получается, около 10% существующих сегодня рабочих мест находится в зоне непосредственного риска. Ее можно назвать красной, самой опасной.
Высокопоставленные чиновники Минэкономики и Совмина неоднократно говорили, что в условиях текущей структуры производства и сохранения плохой внешнеэкономической конъюнктуры около трети существующих рабочих мест в госсекторе являются лишними. Их ликвидация только оптимизирует занятость с реально существующим спросом на товары и повысит производительность труда. Данную зону риска назовем оранжевой, второй по степени опасности. Кроме работников из красной зоны риска, в нее попадают около 800 тысяч человек.
Если мы хотим сохранить белорусские предприятия и поднять их конкурентоспособность, если мы не хотим законсервировать старые производства, рынок труда необходимо перезагрузить. Чем быстрее будет принято такое решение, тем меньше будет потерь у перегруженных рабочей силой заводов, тем быстрее они смогу занять прибыльные ниши на внутреннем и внешних рынках.
Есть еще третья, желтая зона риска на рынке труда. Это индивидуальные предприниматели и работники малого бизнеса. Их выживание зависит не столько от спроса на внешних рынках, сколько от скорости и глубины либерализации внутреннего рынка, снижения налогового и административного бремени. В этом секторе занято около 300 тысяч человек. Примерно 50 тысяч из них находятся в желтой зоне риска.
Десять мер по борьбе с безработицей
По-хорошему, готовиться к реформе рынка труда нужно было бы уже вчера. К сожалению, правительство продолжает проводить политику искусственной полной занятости на нереформированных, энергозатратных, перегруженных непроизводственными активами госпредприятиях. Власти не понимают, что сегодня слишком много людей живет там, где для них нет работы, а там, где она есть, нет возможности жить - очень дорого снять даже комнату, не говоря уже о том, чтобы купить квартиру. Да и квалификаций и новых знаний не хватает. Часть людей из красной и оранжевой зон риска наверняка попробовали бы занять себя сами, но правительство не спешит либерализовать рынок труда.
Сегодня, чтобы минимизировать социальные издержки сильно искаженного рынка труда, нужно принимать не единичные, а комплексные меры. Ошибкой было бы просто уволить "лишних" работников, мол, пусть себе сами про себя думают, как выжить на пособие в 20 долларов в месяц.
Предельно простым принципом социальной защиты в условиях кризиса была бы помощь человеку в беде, а не убыточному предприятию. Период адаптации к новому спросу на рабочую силу будет максимально коротким, если правительство комплексно реализует следующий план:
1) раскрепощение бизнеса: ликвидация государственных программ поддержки убыточных предприятий, снижение налоговой нагрузки, в том числе снижение налогов на фонд зарплаты; ликвидация вредной бюрократии;
2) создание условий для мобильности рабочей силы, в том числе строительство общежитий для рабочих, в которых комнату можно снять за сумму до 50 долларов в месяц;
3) выделение бюджетных денег людям под переобучение по специальностям, которые они сами выбирают;
4) достижение договоренности о легальных квотах на работников из Беларуси на рынках стран Евросоюза;
5) освобождение бизнеса от финансирования и содержания непроизводственных активов;
6) создание адекватной законодательной среды для развития финансового рынка для удешевления кредитов;
7) усиление мотивации рядовых милиционеров и сотрудников правоохранительных органов для предотвращения преступности, для противодействия мошенничеству, хулиганству и коррупции;
8) ликвидация текущего режима регистрации, который де-факто является переименованной пропиской;
9) отмена принудительного распределения выпускников вузов, введение института подмастерьев для повышения уровня подготовки специалистов для реального сектора экономики;
10) повышение пособия по безработице до 120 долларов с одновременным введением системы страхования по временной нетрудоспособности.
Семь советов для устойчивого положения на рынке труда
Беларусь - не первая страна, которая решает проблему скрытой безработицы и излишней занятости. В подавляющем большинстве случаев эту проблему создавало государство, "канализируя" в разного рода проекты огромные деньги налогоплательщиков. Потом оно признавало ошибки и позволяло свободному рынку их исправлять.
Предприятиям нужно дать возможность оптимизировать размер рабочей силы. Работников должно быть столько, сколько нужно для реализации текущих бизнес-проектов, т. е. для производства товаров и услуг, которые пользуются реальным спросом. Нет смысла консервировать структуру производства, которая была создана десятки лет тому назад. Заставлять заводы содержать рабочих, которым нет работы - это не только разрушать способность людей в самостоятельном поиске работы, но также гробить бюджетные деньги.
Очевидно, что даже при одновременной реализации всех десяти вышеперечисленных мер, миллионы новых рабочих мест в стране в одночасье не появятся. Поэтому каждому работнику нужно, в первую очередь, предъявлять к себе высокие требования. Вот семь простых рецептов успеха на напряженном рынке труда Беларуси:
1) имей 2-3 специальности, желательно в разных сферах, чтобы в случае закрытия одного предприятий ты смог заработать в другой (третьей) сфере;
2) будь мобильным, готовым к переездам в другой город в случае потери работы и закрытия предприятия;
3) сберегай, когда работаешь;
4) не живи в долг;
5) инвестируй в хорошие отношения в семье, в создание крепкой, надежной сети друзей;
6) инвестируй в свое здоровье, ограничь или вообще брось пить и курить;
7) умей находить нужную информацию и применять ее для достижения своей цели.
Пора повзрослеть и перестать верить в сказку о полной занятости руками государства. Надежнее взять инициативу по повышению цены своей головы на рынке труда в свои руки. Как показала история, в руках политиков и чиновников человек превращается в рабсилу.
Реальная безработица как минимум в 10 раз выше
Социологические опросы начала 2010 года показывают, что безработица входит в тройку самых главных проблем белорусских семей. Значит, официальная статистика не отражает реальное положение на рынке труда. В ситуации, когда госпредприятиям запрещают увольнять рабочих, когда пособие по безработице в стране ниже прожиточного минимума в Африке, и для его получения необходимы отработки на общественных работах, мизерное число зарегистрированных безработных вполне объяснимо.
В 2009 году резко выросло число работников с неполной занятостью. По такому графику работали 357 тысяч человек - это 9% рабочей силы. В отпуск по инициативе нанимателя были отправлены почти 55 тысяч человек. Почти для половины их них не была сохранена заработная плата. Общее количество неотработанного времени в 2009 году составило 5,4 млн человеко-часов - в 4,5 раза больше, чем в 2008 году. Получается, около 10% существующих сегодня рабочих мест находится в зоне непосредственного риска. Ее можно назвать красной, самой опасной.
Высокопоставленные чиновники Минэкономики и Совмина неоднократно говорили, что в условиях текущей структуры производства и сохранения плохой внешнеэкономической конъюнктуры около трети существующих рабочих мест в госсекторе являются лишними. Их ликвидация только оптимизирует занятость с реально существующим спросом на товары и повысит производительность труда. Данную зону риска назовем оранжевой, второй по степени опасности. Кроме работников из красной зоны риска, в нее попадают около 800 тысяч человек.
Если мы хотим сохранить белорусские предприятия и поднять их конкурентоспособность, если мы не хотим законсервировать старые производства, рынок труда необходимо перезагрузить. Чем быстрее будет принято такое решение, тем меньше будет потерь у перегруженных рабочей силой заводов, тем быстрее они смогу занять прибыльные ниши на внутреннем и внешних рынках.
Есть еще третья, желтая зона риска на рынке труда. Это индивидуальные предприниматели и работники малого бизнеса. Их выживание зависит не столько от спроса на внешних рынках, сколько от скорости и глубины либерализации внутреннего рынка, снижения налогового и административного бремени. В этом секторе занято около 300 тысяч человек. Примерно 50 тысяч из них находятся в желтой зоне риска.
Десять мер по борьбе с безработицей
По-хорошему, готовиться к реформе рынка труда нужно было бы уже вчера. К сожалению, правительство продолжает проводить политику искусственной полной занятости на нереформированных, энергозатратных, перегруженных непроизводственными активами госпредприятиях. Власти не понимают, что сегодня слишком много людей живет там, где для них нет работы, а там, где она есть, нет возможности жить - очень дорого снять даже комнату, не говоря уже о том, чтобы купить квартиру. Да и квалификаций и новых знаний не хватает. Часть людей из красной и оранжевой зон риска наверняка попробовали бы занять себя сами, но правительство не спешит либерализовать рынок труда.
Сегодня, чтобы минимизировать социальные издержки сильно искаженного рынка труда, нужно принимать не единичные, а комплексные меры. Ошибкой было бы просто уволить "лишних" работников, мол, пусть себе сами про себя думают, как выжить на пособие в 20 долларов в месяц.
Предельно простым принципом социальной защиты в условиях кризиса была бы помощь человеку в беде, а не убыточному предприятию. Период адаптации к новому спросу на рабочую силу будет максимально коротким, если правительство комплексно реализует следующий план:
1) раскрепощение бизнеса: ликвидация государственных программ поддержки убыточных предприятий, снижение налоговой нагрузки, в том числе снижение налогов на фонд зарплаты; ликвидация вредной бюрократии;
2) создание условий для мобильности рабочей силы, в том числе строительство общежитий для рабочих, в которых комнату можно снять за сумму до 50 долларов в месяц;
3) выделение бюджетных денег людям под переобучение по специальностям, которые они сами выбирают;
4) достижение договоренности о легальных квотах на работников из Беларуси на рынках стран Евросоюза;
5) освобождение бизнеса от финансирования и содержания непроизводственных активов;
6) создание адекватной законодательной среды для развития финансового рынка для удешевления кредитов;
7) усиление мотивации рядовых милиционеров и сотрудников правоохранительных органов для предотвращения преступности, для противодействия мошенничеству, хулиганству и коррупции;
8) ликвидация текущего режима регистрации, который де-факто является переименованной пропиской;
9) отмена принудительного распределения выпускников вузов, введение института подмастерьев для повышения уровня подготовки специалистов для реального сектора экономики;
10) повышение пособия по безработице до 120 долларов с одновременным введением системы страхования по временной нетрудоспособности.
Семь советов для устойчивого положения на рынке труда
Беларусь - не первая страна, которая решает проблему скрытой безработицы и излишней занятости. В подавляющем большинстве случаев эту проблему создавало государство, "канализируя" в разного рода проекты огромные деньги налогоплательщиков. Потом оно признавало ошибки и позволяло свободному рынку их исправлять.
Предприятиям нужно дать возможность оптимизировать размер рабочей силы. Работников должно быть столько, сколько нужно для реализации текущих бизнес-проектов, т. е. для производства товаров и услуг, которые пользуются реальным спросом. Нет смысла консервировать структуру производства, которая была создана десятки лет тому назад. Заставлять заводы содержать рабочих, которым нет работы - это не только разрушать способность людей в самостоятельном поиске работы, но также гробить бюджетные деньги.
Очевидно, что даже при одновременной реализации всех десяти вышеперечисленных мер, миллионы новых рабочих мест в стране в одночасье не появятся. Поэтому каждому работнику нужно, в первую очередь, предъявлять к себе высокие требования. Вот семь простых рецептов успеха на напряженном рынке труда Беларуси:
1) имей 2-3 специальности, желательно в разных сферах, чтобы в случае закрытия одного предприятий ты смог заработать в другой (третьей) сфере;
2) будь мобильным, готовым к переездам в другой город в случае потери работы и закрытия предприятия;
3) сберегай, когда работаешь;
4) не живи в долг;
5) инвестируй в хорошие отношения в семье, в создание крепкой, надежной сети друзей;
6) инвестируй в свое здоровье, ограничь или вообще брось пить и курить;
7) умей находить нужную информацию и применять ее для достижения своей цели.
Пора повзрослеть и перестать верить в сказку о полной занятости руками государства. Надежнее взять инициативу по повышению цены своей головы на рынке труда в свои руки. Как показала история, в руках политиков и чиновников человек превращается в рабсилу.