КАК ИСКАТЬ РАБОТУ. Рискованный креатив
20.04.2010 04:00
—
Новости Общества
Проблема поиска работы существует, пожалуй, столько же, сколько и сама работа. На протяжении многих поколений соискатели и работодатели учились находить друг друга, договариваться, взаимодействовать. И вот, кажется, притерлись. У каждой из сторон сложились собственные техники и методики, позволяющие в большинстве случаев получать желаемый результат. Однако у всякой обобщенной схемы есть один недостаток - в какой-то момент она из эффективной модели поведения превращается в простой шаблон, который, не задумываясь, тиражируют участники рынка труда. В результате - работодатель оказывается буквально заваленным ворохом однотипных резюме, а соискатель зачастую остается незамеченным среди многочисленных "клонов".
Рискованный креатив
Протоптанная дорога
Да, проверенные схемы хороши своей надежностью. Найдя в дремучем лесу протоптанную тропинку, можно смело продвигаться вперед не боясь поскользнуться, оступиться, заблудиться, ведь многие другие путешественники уже прошли этим путем. Современный рынок труда уже совсем непохож на "дикие заросли". Бывалые соискатели прорубили себе широкую дорогу к рабочим местам, собрали целый арсенал полезных инструментов, которыми глупо было бы не воспользоваться начинающему карьеристу.
По сути, процесс трудоустройства напоминает обычную сделку купли-продажи между продавцом (владельцем такого фактора производства, как труд) и покупателем (работодателем). Для соискателя это маленький инвестиционный проект, у которого есть конкретная цель - успешная карьера. А всякое коммерческое мероприятие не может строиться на одном "авось, мне повезет" - должен быть план, список задач и четко обозначенные приоритеты. Уже хорошо зарекомендовавший себя путь поиска работы можно разделить на несколько этапов.
Первый шаг. Соискатель принимает решение о поиске работы и определяет личные цели. Собственные знания и навыки подвергаются объективной и беспристрастной оценке, а рынок труда и выбранная сфера деятельности - тщательному и щепетильному анализу.
Второй шаг. Составляются "самопрезентационные" материалы - резюме, сопроводительные и рекомендательные письма, портфолио.
Второй шаг. Составляются "самопрезентационные" материалы - резюме, сопроводительные и рекомендательные письма, портфолио.
Третий шаг. Определяются методы поиска работы, а точнее, их удачная комбинация. Затем начинается подготовка к разговору с работодателем, проводится собеседование и, в случае успешного исхода, заключается договор.
Большинство соискателей действуют по такой схеме. Опыт показывает, что она действительно работает. И все же на каждом этапе этой протоптанной дорожки остается возможность совершить что-нибудь необычное и оригинальное и либо оторваться от конкурентов на недосягаемую дистанцию, либо безнадежно отстать. Тут уж как повезет…
Голубая мечта
Какие цели обычно ставят перед собой рядовые соискатели? Как правило, ничего сверхъестественного: найти стабильную и преуспевающую компанию, должность с высоким окладом и перспективой карьерного роста, дружный коллектив и комфортабельный офис. Ну кто этого не хочет? Однако встречаются и особенно упрямые личности, которым крайне важно занять определенную должность в конкретной компании. Все прочие предложения они даже не хотят рассматривать, а количество усилий, которые придется приложить к достижению этой цели, их не волнует. К числу последних относится и моя университетская приятельница. Людмила буквально с детства грезила о телевидении. Чтобы приблизиться к волшебному миру "голубого экрана" поступила учиться на факультет журналистики БГУ. Будучи родом из глубинки, она всеми правдами и неправдами "выбивала" себе практику именно на "Первом национальном канале". "Сейчас я всю эту историю вспоминаю со смехом, но тогда это было делом всей жизни, - рассказывает Людмила. - Во время учебы я долго "светилась" в качестве стажера в разных проектах. А после окончания университета пришла и твердо сказала: "Я буду здесь работать". Мне отвечают: "Извини, но свободных мест у нас сейчас нет". Тогда я сделала начальнику предложение, от которого он не смог отказаться: "Ближайшие 3 месяца я буду работать совершенно бесплатно, буду делать все, что скажете. Если через это время вы не поймете, что я именно тот человек, который вам нужен, я уйду". Конечно, пришлось помучиться. Сначала меня использовали просто как "девочку на побегушках". Зато сейчас у меня своя передача. Я все-таки получила то, к чему стремилась всю жизнь".
Сам себе бренд
Что делают рядовые соискатели на втором этапе поиска работы? Конечно, они составляют грамотное резюме, соответствующее всем сложившимся требованиям к этому документу. Хорошее CV будет содержать несколько основных и дополнительных блоков: "личные данные", "образование", "опыт работы", "дополнительные знания и навыки", "персональные качества". Это традиционная и проверенная схема, понятная абсолютно всем работодателям. В то же время на рынке труда уже сложились свои легенды о людях, выбравших нестандартные подходы. Рассказывают о предприимчивых соискателях, которые расклеивали постеры с информацией о себе в гаражах для ведущих менеджеров; вкладывали собственные резюме в коробки из под пиццы, которую доставляли в интересующие их компании; печатали информацию о себе на мечах для гольфа - любимой игре многих "топов".
"Свое последнее место я нашел благодаря тому, что составил нестандартное резюме, - рассказывает дизайнер Максим. - Может быть непосвященному человеку это покажется странным, но на самом деле в дизайне творчество и креатив - это далеко не все. В этой отрасли очень много рутинной и скучной работы, которой мне приходилось долгое время заниматься. Решив сменить место, я стал думать, как сразу отсеять те компании, где мне никогда не найти площадки для реализации творческих замыслов. Я посчитал нужным отойти от шаблонов и сделать такое резюме, которое мне самому приятно было бы почитать. Затем подготовил презентацию в Power Point и разослал в самые различные компании. Честно говоря, отклик был небольшим. Но в итоге я нашел именно то, что искал. И считаю, что лучше потратить больше времени на поиск единомышленников, чем потом каждый день доказывать всем в компании, почему надо делать так, а не иначе".
Осознанная креативность
Какими методами поиска работы пользуются рядовые соискатели? Опытные участники рынка труда не упускают ни одной возможности: обращаются за помощью к друзьям и знакомым, анализируют специализированную прессу и интернет-ресурсы, публикуют собственные мини-резюме, сотрудничают с кадровыми агентствами, обращаются напрямую к работодателю. Неужели на этом список методов заканчивается? Оказывается, нет. Например, один американский банкир после 11 месяцев безуспешных поисков работы придумал оригинальный способ достучаться до целевой аудитории. Он надел костюм "сэндвича", взял в руки табличку "опытный банкир ищет работу" и принялся раздавать резюме и визитки топ-менеджерам на Парк-Авеню.
Немалой креативностью отличаются и студенты. Один из них создал сайт, на котором пообещал 4-дневный круиз или $500 любому, кто подскажет ему удачный способ получения работы в сфере маркетинга (не из банка вакансий). В результате, хоть ни одна из 200 присланных идей ему не подошла, именно благодаря этому конкурсу как "примеру творческого подхода к продажам и маркетингу" он смог убедить работодателя выбрать его из списка претендентов. Еще один пример из университетской жизни. Девушка прицепила на одежду значок с надписью "Активная студентка ищет работу", благодаря чему попалась на глаза одному из преподавателей и получила должность лаборанта. В целом, если экстравагантные выходки опытных банкиров, как правило, вызывают неоднозначную реакцию у работодателя, то к студенческому креативу большинство компаний относится положительно. Во многих крупных фирмах есть свои программы по привлечению активных молодых людей. "Рекрутинговые мероприятия в нашей организации, как правило, нацелены на поиск талантливых выпускников вузов, - говорит Наталья Шапечко, менеджер по персоналу компании "Делойт и Туш". - Чтобы найти самых перспективных сотрудников, мы обращаемся в деканаты интересующих нас факультетов с просьбой порекомендовать лучших студентов. Таким образом мы выходим на отличников и затем продолжаем работать с ними".
Вместо заключения
По сути, весь рассказ о нестандартных и необычных методах поиска работы превратился в перечисление конкретных жизненных историй соискателей. Но, наверное, по-другому об этом и не напишешь. Ведь не составишь общую схему с советами о том, "как быть оригинальным". Каждый такой поступок уникален. Пожалуй, единственное, что их объединяет - это риск. Искать работу с помощью проверенных схем надежнее. Но, порой, только придумав что-то необычное можно воплотить в жизнь свою мечту.
Настасья Бастова