Как белорус за Америку в Ираке воевал
Недавно на одном из сайтов города Пинска началась публикация дневника белоруса, который много лет назад уехал из нашей страны в США и в составе американской армии уже дважды был командирован в Ирак. «Белорусские новости» связались с автором дневника и расспросили рассказать об особенностях его военной профессии.
По личным и не только причинам наш соотечественник попросил не указывать его имя и фамилию, поэтому назовем его Алексей.
Как попасть в американскую армию?
В США Алексей уехал семь лет назад, как это чаще всего бывает, в поисках лучшей жизни.
«После службы в белорусской армии казалось, что ничего не сможет заманить меня в какие бы ни было вооруженные силы», — утверждает он.
Однако первые восемь месяцев найти высокооплачиваемую работу не удавалось, приходилось работать подсобником на стройках. Потом не стало и этого. В рекрутском участке Алексей оказался случайно — пошел по просьбе приятеля разузнать об армии. В итоге приятель до сих пор перебирается со стройки на стройку, а он — в армии.
«Не могу сказать, что рекрутер меня уговорил, просто я решил, что терять мне уже нечего. Война меня не привлекала, единственное, чего я хотел — это денег. Совсем не романтично. Наемник».
В США слово «military» подразумевает следующие рода войск, отдельные друг от друга: Армия, Авиация, Флот, Морская Пехота, Береговая охрана. Алексей служит в Армии.
Минимальные требования для кандидатов в солдаты — наличие вида на жительство (Green Card), эквивалент аттестата средней школы, данные медосмотра и отсутствие правонарушений. Кроме того, все кандидаты сдают экзамен за курс американской школы (в эквиваленте — семи классов белорусской).
«Экзамен простой, единственное неудобство — английский, т.е. мало того, что вся физика, химия, механика, логика, природоведение и математика сдаются по-английски, нужно еще ответить на блок вопросов по предмету «английский язык».
Начальное обучение солдат состоит из двух частей: базовая военная подготовка (единая для всех) и подготовка по выбранной военной специальности, которая зависит от количества набранных баллов.
Во время первой поездки в Ирак у Алексея была специальность военного медика, в обязанности которого входит сохранение жизни раненому в течение 20-30 минут, пока его не доставят в госпиталь. Медицинское образование для этого не требуется, обязательно только получение государственной сертификации по неотложной травме. Этому армия учит за 17 недель.
Солдаты американской армии постоянно проходят какое-нибудь обучение по специальности. Медики, например, обязаны проходить обязательную государственную ресертификацию через определенный промежуток времени, т.е. посещать курсы и сдавать экзамены.
Каждый солдат в армии, прежде всего, боец, а уж потом специалист по своему профилю. Главная особенность обучения медиков в том, что на учениях они не просто «в войну играют» со всеми остальными, но еще и оказывают настоящую медицинскую помощь, будь то проблемы с желудком, змеиный укус или пробитый череп.
«Военный медик творит в армии такие вещи, которые на гражданке способен делать только врач, однако после армии может устроиться работать разве что в скорую помощь».
«Нежные» условия горячих точек
Условия проживания в Ираке везде разные, но, как утверждает наш соотечественник, американцы очень изнежены.
«Конечно, бывает, что зимой на голой земле спать приходится или бродить по пустыне в разгар лета, но это временные трудности. Рано или поздно возвращаешься в свою комнату на два человека, с кондиционером, в столовую, где по четвергам крабы и бифштекс, в интернет-кафе, тренажерный зал. Я этому рад — это норма жизни».
Свободное время проходит достаточно прозаично. Если у Алексея случается выходной, он проводит его в компании ноутбука и кино.
Что же касается дедовщины, пугающей солдатских матерей в постсоветских странах больше, чем сама служба, по словам Алексея, в американской армии ее нет и не может быть из-за самой организации службы — здесь старший помогает и тренирует младшего, к тому же служба добровольная и существует отбор.
Зарплата у американских военных зависит от звания, выслуги лет, семейного положения, места службы и владения нужных армии навыков. Начальное жалованье без надбавок около 1300 долларов. При этом жилье, питание и медуслуги — бесплатны. Доплаты за Ирак, как правило, небольшие — 500-1000 долларов. Зарплата Алексея сейчас составляет 6500 долларов — результат долгой службы и звания. Только за знание русского языка до недавних пор он получал надбавку в 400 долларовв месяц.
В американской армии не существует аналогов такой должности как политрук.
«Пропаганда ведется на государственном уровне, гораздо более сильная, чем была в СССР. Только ведется она по-другому и подкреплена реальными экономическими успехами страны».
Военные болезни
Когда Алексей впервые поехал в Ирак, ему было 27 лет.
«Детских страхов уже не было, было чувство безразличия, — утверждает он. — Тогда были распространены подрывы автомобилей на минах-самоделках, с которыми еще не научились бороться. От солдат мало что зависело, ведь боя никакого не было, так что и переживать не стоило, лучше нервы поберечь».
Часто из-за нахождения в угрожающих жизни условиях, у военных возникают психические расстройства, нередки и суициды, но, как правило, среди молодых людей до 21 года.
«У меня после первой поездки было странное чувство опасения мест скопления народа, но это очень быстро прошло».
Контингент
Если говорить о национальном составе американской армии, то большинство в ней составляют белые, затем латиноамериканцы, афроамериканцев мало, особенно в боевых подразделениях. Они работают, в основном, на кухнях и складах.
«За все время службы не встретил ни одного белоруса. Зато много русских и украинцев».
В американской армии служит немало женщин, однако, по мнению героя нашего рассказа, армия — не их стихия.
«Женщина не может, да и не хочет приспосабливаться к армии, она постоянно интригует или затевает любовные истории, она слабее физически, а часто и морально. Такого солдата никто не захочет брать с собой на задание, где от работы каждого напрямую зависит общий результат».
Однако он отнюдь не считает, что женщинам вообще не место на войне. По его мнению, женскому полу предпочтительнее служить в Авиации, в которой не предусмотрены полевые учения, походы и интенсивные физические тренировки. К тому же, Авиация отправляет своих бойцов в Ирак и Афганистан только по желанию и на срок не более шести месяцев, и авиаторы никогда не покидают территорию базы, на которой несут службу.
Второе «путешествие»
Как правило, поездки в Ирак длятся не более одного года. После возвращения из «горячей точки» подразделение идет в двухнедельный отпуск, а затем снова служба, но уже в гарнизоне (учения, курсы, стрельбы и т.п.). До следующей поездки.
«Конечно, есть варианты: одни пытаются перевестись в батальон, который едет в Ирак или Афганистан, другие переводятся туда, где никто никуда не едет. Я же плыву по течению и с судьбой не спорю — пришла очередь моему подразделению ехать, вот и поехал. К тому же я и сам хотел в Ирак, хотя бы по тому, что это полезно для карьеры, да и деньги тоже не помешают».
Сейчас Алексей находится во второй командировке в Ираке, но уже не в качестве военного медика. Он решил заняться военной карьерой и теперь является офицером медицинской службы.
«Обычно солдаты на гражданке живут хуже, чем в армии. Шанс получить бесплатное образование, которое армия предлагает всем своим бойцам, мало кто использует. Часто, уйдя из армии, через месяц они возвращаются. По той же причине возвращаются в Ирак — это уже стало их жизнью».
Местное население
Сейчас американская Армия занимается в Ираке караулами, конвоями, заключением контрактов с местным населением, тренировкой местной армии и полиции. В частности, в задачи Алексея входят общение с представителями местных властей, определение необходимости закупки тех или иных предметов или строительства зданий, а также организация этих закупок и строек и передача готовых продуктов властям.
«Местные нас не любят, но терпят, потому что солдаты оставляют у них свою зарплату. Конечно, им не нравится, что мы уходим, так как деньги уйдут с нами».
Анастасия СОЛОНОВИЧ