Отменят ли заочное обучение в вузах?
16.04.2010 08:53
—
Новости Общества
Главный аргумент Владимира Здановича -- то, что уровень подготовки студентов-заочников значительно уступает уровню знаний, которые получают слушатели дневных отделений вузов.
-- Заочная форма обучения зарождалась в послевоенные годы, когда время требовало от работников квалифицированных знаний, но отвлекаться на учебу в ущерб предприятию они не могли, -- высказывает свое мнение депутат. – Сегодня заочные отделения во многом стали запасным аэродромом для тех, кто не поступил на стационар. Едва ли не половина студентов-заочников -- вчерашние школьники, которые еще плохо представляют себе, кем хотят стать в будущем. Потом эти ребята как специалисты не востребованы на рынке труда.
Отстаивая свою точку зрения, Владимир Зданович ссылается на опыт ведущих российских вузов – таких, как университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет. Обеспокоенные качеством образования, они, по словам белорусского депутата, уже сокращают наборы на заочные отделения, а в последующие годы якобы и вовсе планируют отказаться от этой формы получения образования.
Вузы хорошо зарабатывают на заочниках
Однако студенты-заочники выгодны тем, что их подготовка требует меньше финансовых вложений – они не получают стипендию, не нуждаются в обеспечении общежитием. Кроме того, они дают вузам возможность зарабатывать деньги. Судите сами: в прошлом году на заочную форму обучения было принято более 35 тысяч человек, и только 7,2 тысячи из них -- на бюджетные места, остальным заочникам-первокурсникам пришлось оплачивать знания из собственного кошелька. Бесплатно на заочных отделениях занимаются только бывшие выпускники ссузов и те студенты, которые работают по специальности и поступили в вуз, чтобы повысить свою квалификацию.
Готовы ли вузы к финансовым потерям?
-- Сокращать заочные отделения имеет смысл, -- считает декан заочного автотракторного факультета БНТУ Виктор Равино. -- И даже если сокращение заочных мест скажется на финансовом положении вузов, то страна выиграет на том, что получит более квалифицированных специалистов.
По словам декана, уровень подготовки очников и заочников – разный.
-- Казалось бы, и те и другие занимаются по одним и тем же программам, -- говорит Виктор Равино. -- Им читают лекции одни и те же преподаватели, но студенты-заочники ввиду отсутствия контроля не могут самоорганизоваться. Они и занимаются хуже, и знаний получают меньше. У нанимателей, в первую очередь, востребованы выпускники стационарных отделений, а некоторые фирмы наотрез отказываются работать с заочниками.
Но полностью отказываться от заочной формы обучения, по мнению Виктора Равино, нельзя. В противном случае, часть белорусов лишится потенциальной возможности получения либо первого, либо второго высшего образования. Ведь не каждый способен позволить себе пять лет учебы с отрывом от производства.
"Заочка" как способ борьбы с безработицей и депопуляцией
К тому же в мире все большую актуальность приобретает образование для взрослых, поскольку знаний, умений и навыков, полученных в молодости, уже не хватает на всю жизнь. В условиях кризиса обучение, позволяющее взрослым людям приобрести дополнительные навыки или быстро перейти на новое поле деятельности, многих может спасти от безденежья, безработицы и депрессии, считает заместитель директора Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов Уве Гартеншлегер.
-- Отказ от заочной форма обучения – это поражение в правах взрослых граждан, -- высказывает свое мнение координатор тематической группы по образованию Программы поддержки Беларуси федеральным правительством Германии Галина Веремейчик. -- Наверное, актуальнее говорить не о сокращении числа студентов-заочников, а о том, как вместо заочной развивать такие формы обучения, как корреспондентское или дистанционное.
Бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев называет еще одну причину, по которой белорусские вузы должны развивать и сохранять заочные формы обучения.
-- Демографические процессы, которые происходят в стране и ведут к депопуляции, лишают высшую школу значительной части студентов, -- говорит Владимир Дунаев. – Образовательный процесс необходимо перестраивать: либо делать акцент на массовом привлечении иностранных студентов, что сегодня ввиду неконкурентоспособности белорусского диплома, вряд ли возможно, либо развивать формы образования для взрослых, где разновидности заочного и дистанционного образования будут очень востребованы.
Растет спрос на знания, полученные на расстоянии
Электронное образование сегодня одно из самых перспективных во многих цивилизованных странах. Например, в США больше половины студентов занимаются в разных дистанционных программах. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, до 30 процентов. В России говорят о 5 процентах. В Беларуси пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения.
К слову, в Беларуси уже работает Международный институт дистанционного образования, а в Кодексе об образовании, который принят в первом чтении, дистанционное обучение рассматривается как разновидность заочного. И в этом году, например, лидер в программах дистанционного образования Беларуси – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники вместо запланированных 150 принял 500 первокурсников. Это говорит о том, что спрос на дистанционное обучение растет.
К слову, инициатива Владимира Здановича в Министерстве образования поддержки не получила.
-- Никто силовыми методами ограничивать набор на заочные отделения не будет, -- не берется спорить с чиновниками Владимир Зданович.
Он рассчитывает, что сторонников и противников заочного обучения рассудит рынок труда, который отрегулирует рынок образовательных услуг, определит, какая форма предоставляет качественное образование – очная, заочная, дистанционная.