Обучение с ускорением?
или Почему любому человеку, прежде чем повзрослеть, обязательно нужно побыть и младенцем, и ребенком, и подростком.
Можно ли учиться экстерном? Можно ли самостоятельно освоить специальность и получить документ об этом? На первый взгляд, странные вопросы. Подавляющее большинство наших граждан даст на них утвердительные ответы и приведет в пример известных людей, которые за год проходили в школе по два класса, в институте по два курса, а то и вовсе, не обучаясь в вузе, сдавали экзамены за полный университетский курс: Игорь Курчатов, Константин Циолковский, Александр Грибоедов, Лев Ландау... Гомельский школьник Гена Короткевич в конце 2004 года был досрочно переведен из второго в четвертый класс. В прошлом году стал абсолютным чемпионом международной олимпиады по программированию и самым юным победителем за всю ее историю.
Так почему же все-таки возникли эти вопросы? Дело в том, что к нам в комиссию поступило письмо от родителей, требующих “расширения возможностей экстерната и ускоренного обучения в белорусской системе образования”. В качестве аргумента они приводят сравнительные показатели: в 2008 году в Москве было 22 тысячи экстернов, а в Минске в том же году экстерном окончили школу всего 280 человек. После чего делается вывод: “для одаренных детей не созданы должные условия поддержки и стимулирования”.Внешне все как будто логично, но на самом деле здесь кроется ошибка в понимании сути экстерната. Действующая нормативно-правовая база и проект Кодекса об образовании, подготовленный депутатами к рассмотрению во втором чтении, понимают под экстернатом и экстернами несколько иное.Если юридические определения этих понятий перевести на обычный язык, то станет понятным, что учиться экстерном нельзя! Можно лишь сдавать экзамены по учебным предметам и то лишь за курс базовой или средней школы. Причем право на экстернат имеют только те молодые люди, которые по уважительной причине не смогли своевременно получить образование и вынуждены были самостоятельно осваивать школьные программы. Обращаю внимание на слово “вынуждены”. Оно может означать следующее: учились в частной школе, колледже, которые затем были лишены права выдачи документов об образовании; по различным причинам не учились в школах (переселенцы, беженцы, из-за болезни и др.); учились в школе, ПТУ и не освоили школьную программу вместе с другими, а спустя годы одумались. Возможны и другие уважительные причины. Только у таких лиц есть возможность написать заявление на имя директора школы, прикрепиться к учреждению образования и попробовать сдать экзамены. А вот аттестация в порядке экстерната в системе профессионального образования запрещена, т.е. приехать в ПТУ, колледж или вуз и, не обучаясь в них, сдать “одним махом” все экзамены и получить диплом не получится.И все же расстраиваться талантливым ребятам не нужно. В проекте Кодекса есть другая форма получения образования — соискательство, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы. Допускается еще и организация учебного процесса по индивидуальным учебным программам. То есть поступить в конкретный вуз или ссуз и окончить его в сокращенные сроки тоже возможно. Правда, в последние годы такие случаи можно по пальцам пересчитать. Уж очень тяжело это нынешнему студенту. А вот в школе “перескок” через класс встречается чаще. Причины кроются в том, что школьная программа легче вузовской и, кроме того, со школьником проще организовать индивидуальный процесс обучения. Кстати, в текущем году в вузах страны обучаются 201 760 студентов в возрасте 17 лет и моложе.Таким образом, экстерн и талант не всегда идентичные понятия. Гораздо чаще, особенно в Москве, экстерн — не блещущий дарованиями от природы человек, не имеющий базового или общего среднего образования и нигде не обучающийся. Поэтому завидовать большому числу таких “бедолаг” в государстве не следует.Что же касается поддержки одаренных детей вообще и стимулирования их таланта, то обращаю внимание на наличие в нашей стране двух президентских фондов по поддержке талантливой молодежи, а также на очень большое количество различных видов учреждений основного и дополнительного образования, созданных для реализации этих задач. Страна делает ставку на талантливую молодежь и всячески выявляет и поддерживает ее. За 14 лет 19 759 молодых ребят были материально поощрены специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Каждый год несколько десятков из них включаются вне очереди в списки на получение льготных кредитов на строительство или приобретение жилых помещений. А информация о талантливых людях содержится в республиканском компьютерном банке данных одаренной молодежи. Мы с трепетом относимся к юным талантам и стараемся совершенствовать законодательную базу для того, чтобы создавать самые благоприятные условия для их дальнейшей учебы.Конечно, существуют и проблемы. Одна из них в том, что иностранные государства также ведут активный поиск талантов, “заглядывая и на чужие территории”. Все чаще они проводят свои внутренние олимпиады (к примеру, Всероссийская телевизионная гуманитарная олимпиада “Умники и умницы”), приглашая на них белорусских школьников. А в случае победы последних предлагают им на выбор бесплатную учебу в своих престижных вузах. В итоге лучшие из лучших уходят из страны. На мой взгляд, ситуацию можно было бы исправить, дав право нашим школьникам, победителям иностранных государственных олимпиад, без испытаний поступать учиться в любой белорусский вуз “по профилю победы”. Для чего следует внести небольшие изменения в правила приема в вузы и ссузы. Так что проблемы видны и решаемы.Суть еще одного предложения от родителей сводится к следующему: разрешить сдавать централизованное тестирование ученикам 8, 9, 10-х классов и признавать полученные ими результаты в течение трех последующих лет. В качестве обоснования приводятся следующие аргументы. В 11-м классе на детей ложится неподъемная нагрузка: школьные экзамены, ЦТ по трем предметам, занятия с репетитором для подготовки к поступлению в вуз. Из-за этого за выпускной год значительно подрывается физическое и психическое здоровье детей и родителей. Сдача ЦТ заранее поспособствует более равномерной нагрузке в учебном процессе.Неискушенному человеку эта аргументация покажется веской. Но при более детальном ее изучении выявляется ряд обстоятельств, которые не позволяют принять это предложение.Во-первых, принимать участие в централизованном тестировании (ЦТ) уже сейчас может любой ученик. Это является хорошей возможностью проверить свои силы для учеников 8—10-х классов до непосредственного участия в ЦТ после окончания школы. Кроме того, для желающих в течение каждого учебного года несколько раз организуется так называемое пробное тестирование, что позволяет значительно уменьшить нагрузку на психику детей, о которой с тревогой пишут родители.Во-вторых, в случае принятия данного предложения возможна дестабилизация учебного процесса на старшей ступени. Согласитесь, что человек, успешно сдавший ЦТ по конкретному предмету, к примеру, в 8-м классе, в дальнейшем теряет интерес к изучению этого предмета в 9—11-м классах. Как учителю мне хорошо знакома эта ситуация. В конце прошлого столетия, начиная с марта, можно было делать несколько попыток в сдаче ЦТ и те ребята, которые получали отличные отметки по предметам тестирования, четвертую четверть на уроки по этим предметам просто не ходили. Кроме того, тестовые задания составляются на основе образовательных стандартов общего среднего (т.е. полного 11-летнего) образования, а не за курс 9-го, а тем более 8-го класса.В-третьих, возможно возникновение неравных условий на доступ к получению образования более высокого уровня. Ведь за несколько лет уровень знаний человека, выдержавшего ЦТ, может перестать соответствовать результату, указанному в сертификате. Нельзя исключать ситуацию, когда один молодой человек сможет из трех сертификатов выбрать лучший, другой — из двух, а третьему выбирать будет не из чего. А еще с течением времени меняются школьные учебные программы (к примеру, в ближайшее время изменятся правила белорусской орфографии и пунктуации), а также конкурсы и требования к выставлению баллов.Вот почему изменять нормы о действии сертификата до конца календарного года, в котором проводилось ЦТ, и о приеме в вузы и ссузы по результатам ЦТ, проведенного в год поступления, тоже нецелесообразно.Вообще, эти предложения родителей меня несколько встревожили. В них прослеживается опасная тенденция: использовать все мыслимые и немыслимые средства и возможности для ускоренного прохождения их детьми так необходимых человеку жизненных этапов взросления: читать — раньше, чем ходить, из детского сада — как можно раньше (не в 6, а в 5 лет, даже нарушая закон) в школу, из школы — как можно быстрее в вуз, из вуза — на престижную работу, дающую авторитет и богатство. А правильно ли это? Да, каждый ребенок талантлив, надо найти талант и развить его! Но развитие таланта не должно идти за счет непонятной гонки, ведущей к физическому и психическому истощению детей. К сведению: в Германии практически невозможно окончить школу раньше положенного срока, а в США многие родители приходят в ужас, когда их отпрыска объявляют одаренным (за исключением спортивных достижений), и предпочитают, чтобы он был обычным счастливым ребенком. Поэтому как человек, в свое время тоже на два года раньше своих сверстников получивший аттестат об общем среднем образовании, хочу сказать родителям, что развивать способности следует не за счет ускоренного “прохождения классов”, досрочной сдачи испытаний, а путем углубленного, вдумчивого освоения учебных программ, последовательного прохождения всех этапов человеческой жизни. Каждому обязательно нужно побыть и младенцем, и ребенком, и подростком, и юношей.