Английский — с трудом?

Источник материала:  
14.04.2010 19:10 — Новости Общества
Английский — с трудом?
Фото: listverse.com
Казалось бы, что нового можно придумать в обучении иностранным языкам? Однако в Беларуси сумели создать вокруг лингвистической проблемы ситуацию сродни изобретению велосипеда.

Сначала в стране практически ликвидировали систему профильного образования в связи с переходом с 12-летнего на 11-летнее образование. В смысле обучения иностранным языкам ситуация стала выглядеть так: школы, где изучали иностранные языки углубленно, стали школами обычными, в которых на иностранный язык в старших классах отводится всего два часа в неделю.

Однако со следующего учебного года в Беларуси обучение иностранным языкам будет проходить в соответствии с новой концепцией, в разработке которой участвовали преподаватели инязя и школьные учителя, сообщила начальник управления образования Комитета по образованию Мингорисполкома Зоя Хохлова на пресс-конференции в Минске 14 апреля. "В соответствии с концепцией подготовлены новые программы, новые учебные планы. Особое внимание в изучении школьниками иностранных языков будет уделяться коммуникативным навыкам", — сказала она.

Необходимость разработки новых программ связана, кроме прочего, с введением в Беларуси с 2012 года обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы. Экзамен, по словам начальника отдела дошкольного и общего среднего образования Комитета по образованию Мингорисполкома Татьяны Хоружей, "будет способствовать большему вниманию учащихся к этому предмету" "Обучение общению на иностранных языках является актуальным в современном мире: любая профессия требует знания иностранных языков", — сказала она.

Мингорисполком выделил даже дополнительное финансирование, чтобы с нового учебного года в средних школах для обучения иностранному языку классы делились на три группы, а не на две, как сейчас. Безусловно, чем меньше человек в группе, тем лучше. Татьяна Хоружая подчеркнула, что новый принцип деления классов позволит улучшить качество обучения.

Однако сможет ли белорусское образование потянуть новые программы и какими силами? Начальник управления образования Мингорисполкома высказала мнение, что "для столичного образования не составит труда переход на обучение иностранным языкам по новым программам". В качестве аргумента она привела успешное выступление учащихся средних школ столицы на олимпиадах по французскому и немецкому языкам.

Так-то оно так, однако, говорить о том, что в Беларуси качественное обучение иностранным языкам в средней школе, не приходится. Кроме того, все, кто имеет какое-то отношение к школе, знают, что там часто и двух учителей на класс нет. Случается — даже в столице — что один и тот же преподаватель учит детей истории, английскому и труду. В результате и получается английский с трудом.

Тем не менее, Зоя Хохлова, говоря о педагогических кадрах, сказала, что в Минске дефицита учителей иностранного языка нет. Конечно, не каждому классу достаются учителя высшей и первой категории, однако, по ее словам, говорить о нехватке языковиков в принципе не приходится. "Возможно, что где-то на первых порах будут преподавать студенты пятого курса, но мы не допустим ситуации, чтобы дети пришли в школу, а там не было учителя иностранного языка", — отметила Зоя Хохлова. Она подчеркнула, что все задачи, которые стоят перед системой образования столицы, Комитет по образованию Мингорисполкома решит.

С этим совсем не хочется спорить. Как сама реформа (возвращение к 11-летке), так и идея возвращения школьного экзамена по иностранному языку шли от президента. Как сообщала пресс-служба главы государства, "Александр Лукашенко считает необходимым с учетом современных требований активизировать работу по изучению иностранных языков".

При этом нельзя не заметить, что одной из главных потерь белорусской школы новейшего времени стало то, что в результате перехода на 11-летнее обучение был разрушен дифференциальный подход к образованию — сегодня в гимназиях учат на уровне обычных школ, а в школах в старших классах — как в ПТУ.

Резкое сокращение учебных часов, отведенных на изучение иностранных языков, и введение экзамена по иностранному языку как нельзя лучше показали непоследовательность белорусской образовательной политики. И все же будем надеяться, что в случае с иностранными языками со следующего года она будет логичной, а у детей появятся практические знания

←65-летие Победы Минск отметит масштабно

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика