Радуница под знаком дисциплины
Поминовение усопших на Радуницу всё более напоминает паломничество. На остановках транспорта очереди граждан, желающих уехать на главные городские некрополи, растянулись на десятки метров. Транспортники в этом году выглядели куда более собранными и организованными. Впрочем, и горожане не подвели.
Осовцы и Рандовка - основные направления, куда ездят гомельчане на Радуницу. Именно тут располагаются главные городские кладбища. Хотя всего в городе насчитывается 17 некрополей, да еще недавно в 18 киломестрах от Гомеля открылось новое кладбище «Стукачевское». Но большинство умерших похоронено на Осовцах и Рандовке, расположенных в западном направлении от города. Поэтому десятки тысяч человек потянулось в эти дни на «запад», чтобы почтить память своих предков.
Гомельские некрополи представляют собой обычные кладбища. Одни, уже недействующие, заросли деревьями и уже более напоминают парки. Другие - располагаются на месте вырубленного массива леса или представляют собой огромные поля, усеянные крестами и надмогильными плитами. Единственное, Рандовка запоминается наличием в его окрестностях городской свалки: налево находится полигон отходов, направо - некрополь. И проезжая в направлении «Рандовского кладбища», можно увидеть горы мусора. «Как дом», - успевают заметить соседи по общественному транспорту.
Транспорт
«Рандовское кладбище» находится в 4 километрах от Гомеля. Осовцы - в 7 километрах. Вот это расстояние каждую Радуницу гомельчане преодолевают по-своему. На машине, пешком или общественным транспортом. Еще каких-нибудь 10 лет назад добраться до городского кладбища, не имея своего транспорта, было достаточно сложно. Автобусы ходили редко. Гражданам приходилось либо идти пешком, либо ловить попутку.
В последнее время число желающих попасть на Осовцы и Рандовку увеличилось в разы. В принципе, как и размеры самих кладбищ. Местные власти, к слову, не всегда справлялись с организацией приезда и отъезда граждан в места захоронений. В прошлом году, к примеру, автобусы по накалу страстей более напоминали митинги. Недобрым словом вспоминали многих начальников города. Оно и понятно, пробиться в автобус было крайне сложно: людей собралось много, а автобусов, довозивших до места назначения, катастрофически не хватало. Особенно злились граждане, ехавшие на «Рандовское кладбище». «На «Осовцы», как всегда транспорт нормально ходит», - жаловались один одному пассажиры.
Нынешняя Радуница, нужно признать, прошла под знаком решения транспортной проблемы. Видимо, до властей все-таки донесся прошлогодний ропот недовольных граждан. И если в воскресенье автобусы ходили донельзя переполненные, то непосредственно на саму Радуницу уехать можно было практически без проблем. Был задействован не только городской транспорт, но также привлечены к перевозке граждан в места захоронений маршрутные такси.
Кладбищенский бизнес
Кладбищенский бизнес всё более набирает обороты: начиная от продажи тюльпанов на остановках и заканчивая торговлей продуктами питания вблизи кладбищ и предоставлением поминальных записок непосредственно в церквях, расположенных около некрополей. Так, стоимость тюльпанов варьируется от 1 до 1,5 тысяч белорусских рублей. Нарциссы чуть дешевле: 400-500 рублей. Поездка в одну стороны на автобусе на одного человека - 900 рублей. Записка об упокоении в церкви, находящейся около кладбища, стоит 7 тысяч белорусских рублей. Полотенце, которое завязывают на кресты или памятники - 2 тысячи. Таким образом, поездка на 3 членов семьи с необходимыми атрибутами (полотенце, записка, 4 тюльпана) обойдется в среднем в 20 тысяч. Это не считая взятой с собой корзинки с продуктами, водой и алкоголем.
На кладбище
В преддверии Радуницы появилась информации, что пить на могилах запрещено. Если подумать, то места захоронения - общественные места. Поэтому, по идее, согласно недавним нововведениям, пить слабоалкогольные напитки в местах захоронения тоже воспрещается. Но, видимо, сотрудники правопорядка получили некоторые негласные распоряжения. Как и в прошлые годы, граждане, не прячась, поминали предков с «чаркой». И в принципе правильно. В противном случае дошло бы до массовых протестов. По крайней мере, посетители кладбищ на Радуницу отмечали, что возмущались бы и отстаивали свое право на поминовение по традиции.
Кстати, непонятно для чего, но второй год на Радуницу около кладбищ дежурит автозак со спецназом. Среди бойцов специального назначения был замечен даже один «краповенький». Неискушенные оппозиционными митингами гомельчане данное нововведение встречают с тревогой. Мол, зачем столько «киборгов» в святой день напривозили. Большинство думает, что обыкновенные милиционеры были бы в состоянии обеспечить общественный порядок, если что. Да и кому в голову придет буянить в родительский день?