«И вновь мне снится рокот космодрома». Он видел старт Гагарина, участвовал в запуске баллистических ракет и принимал «Буран» во время приземления
Сегодня знаменитый на весь мир Байконур – территория и собственность Казахстана. Но до начала 90-х годов прошлого века этот космодром, построенный в 1955 году, был общей советской гордостью. С его стартовой площадки был запущен первый в истории искусственный спутник Земли, а потом и первый космический корабль с человеком на борту. На заре формирования противоракетной обороны страны на полигоне проводились испытания межконтинентальных ракет. Были и другие уникальные научно-технические события, одно из которых – подготовка к запуску и старт возвращаемого космического летательного аппарата «Буран».
Валентин Авилов, инженер первой категории по эксплуатации и ремонту зданий Института физики имени Б.И.Степанова Национальной академии наук Беларуси, один из тех, кто непосредственно ковал в свое время эту победу.
“Я видел это своими глазами”
Курсант Харьковского авиационно-технического училища Валентин Авилов и не предполагал, что служить ему придется на Байконуре. Но в 1960 году начали организовываться ракетные войска, и часть курсантов ХАТУ, в том числе и Авилов, были переведены в Камышинское артиллерийско-техническое училище (первое в СССР ракетное училище). Это потом уже Валентин Иванович заочно окончил Военно-инженерную академию имени Можайского и дослужился до полковника, а начинал службу лейтенантом на Байконуре в 1962 году. Впрочем, на космодроме он побывал раньше. — Надо же так повезло: 12 апреля 1961 года я был на Байконуре на стажировке, — вспоминает Валентин Авилов. — И вот исторический момент: запуск, клубы дыма и огня, земля дрожит под ногами, ракета уходит ввысь. Вверх полетели пилотки и по степи раскатилось громогласное “ура!”...
Как запускали “Буран”
Пуск состоялся 15 ноября 1988 года. 60-метровая “Энергия” унесла на орбиту 36-метровый “Буран”. Реактивная струя была такой силы, что дрожала земля, а в городе за тридцать километров кое-где из окон вылетели стекла. Совершив два витка вокруг Земли, “Буран” должен был вернуться на Байконур. Напряжение у людей не спадало, все ожидали приземления первого космического корабля многоразового использования.Было раннее утро, и вдруг из тумана появляется “Буран”. Зрелище впечатляющее, тем более когда знаешь, что летит машина, в которой никого нет. Вот она касается бетона посадочной полосы, вот выбрасывает тормозные парашюты, вот останавливается, “дыша” клубами белого пара, исходящего от раскаленного атмосферой корпуса. Красиво приземлилась. Ошибка от расчетной посадки по длине пробега составила всего 50 сантиметров, отклонение от осевой линии — три метра.Второй, уже с космонавтами на борту, старт “Бурана” предполагался через полтора года. Но полет этот не состоялся, в истории СССР произошли известные перемены. Всего было построено четыре “Бурана”. Судьба летавшего челнока печальна — обвалилась крыша в монтажно-испытательном комплексе Байконура, где он хранился, и летательная машина разрушилась. Второй “Буран” был продан в Австралию для проведения в нем увеселительных мероприятий, третий стоит в Москве в парке Горького как ресторан, четвертый находился на заводе-изготовителе. Свою службу на Байконуре я закончил в декабре 1988 года, но в 2000 году приезжал туда на 45-летие космодрома. Байконур изменился. Несколько стартовых комплексов пришли в негодность, равно как и уникальная посадочная полоса. Бетонные плиты вздыблены, теперь там не то что космический корабль, самолет не посадишь. А в память о Байконуре у меня на столе стоит макет “Бурана”. Смотрю на него и вспоминаю...