Сор из избы... Корреспонденту “НГ” пришлось выступить в роли мирового судьи в разрешении одной семейной проблемы: сын обходит стороной дом пожилых родителей
В корпункте “Народной газеты” по Витебской области раздался телефонный звонок. Пожилой человек из отдаленной деревушки Любжино, что в Ушачском районе, пожаловался: не складываются у него отношения с сыном. И хотел бы он помириться, да не получается...
Вместе с заместителем председателя Ушачского райисполкома Ольгой Карчевской и начальником РОВД Сергеем Алабиным едем в Любжино мирить враждующих. Ольга Ивановна всех своих стариков знает, разные их проблемы ежедневно помогает решать и предпочитает, чтобы поступали люди по пословице: “сор из избы лучше не выносить...”
Яблоко от яблони?
Говорят, раздор между Петром Афанасьевичем Кищенко и его сыном Виктором начался еще шесть лет назад, когда они трактор делили. Афанасьевич всю жизнь отработал механизатором, ушел на пенсию, собрал кое-какие детали и передал сыну, чтобы тот самостоятельно собрал трактор. Когда техника стала на колеса, батька посчитал, что она должна стоять у него во дворе, а сын счел — ему в хозяйстве она нужнее. Живут отец и сын в соседних деревнях, на расстоянии шести километров.И решил тогда Афанасьевич справедливость восстанавливать через суд. Судья предложил мировую. Понятное дело, старший Кищенко сесть на трактор не сможет — инвалид по зрению, но пусть младший Кищенко по-сыновьему отцу и дров подвезет, и огород вспашет. Но с помощью сын к отцу не спешил, и отец затаил обиду, а когда Виктор перешел работать егерем в общество охотников и рыболовов, отец стал его побаиваться из-за того, дескать, что егерю ружье положено.Как-то Виктор получил от райсовета БООР задание проверить, что за плотину бобры соорудили на пруду в Любжино. Пришел к старейшине деревни, то есть к своему отцу Петру Афанасьевичу. Но старейшина двери не открыл и сына-егеря не впустил. — Сын мне угрожал, — поясняет пенсионер. — А участковый милиционер его выгораживает. Дело дошло до того, что я написал заявление в РОВД с просьбой оградить меня от сына и попросил взять у него расписку, что он к моему дому подходить не будет.На самом деле оснований для привлечения Виктора Кищенко к ответственности не было, конфликт между отцом и сыном перешел в нравственную плоскость.
Не могу сказать “прости”
— С детства, помню, страдал от сурового отцовского характера, — признался Виктор Петрович. — И теперь мне стыдно за отца, что он такой. Все время хочет наказать меня... Хотел я его на свадьбу сына позвать, позвонил, а он мне в ответ — какой я тебе батька... Так и не пришел. Его в деревне все боятся. Да он даже на похороны своей матери не пошел.Конечно, любой человек — хозяин своего поведения и характера. Но у старости есть свои льготы. Старым людям многое прощается, особенно их родными детьми. Петру Афанасьевичу 82 года, с женой Надеждой Константиновной вместе уже 55 лет. Конфликт между отцом и сыном супруга и мать переживает очень болезненно.— Сын мой Витя с детства никого пальцем не тронул, — говорит она и очень хочет, чтобы в доме были мир и лад, чтобы сын не обходил их дом стороной.Как же примирить две хоть и кровные, но враждующие стороны?В присутствии начальника РОВД и заместителя председателя райисполкома предлагаю Кищенко-младшему обнять старого отца и помириться с ним, произнеся слова прощения.Виктор не согласен:— Я ничего такого не сделал, чтобы у отца просить прощения.Невдомек ему, что по христианским заповедям гордыня — тяжкий грех. Грешен и человек, не почитающий отца и мать своих. Старые истины — вечные истины. И беда, если родители не внушили их своим детям с раннего возраста.
Кто старое помянет
“Почему у меня отношения с дочерьми и их детьми, моими внуками, хорошие, а вот с сыном не сложилось?” — этим вопросом задается сейчас пожилой человек. И причину находит в том, что было давно: когда-то выпивал сынок... Виктор тоже не может забыть былые “провинности” отца. Но если по жизни нести тяжкий крест обид на близкого человека, то такая жизнь становится адом.— Наша жизнь коротка. И как хочется, чтобы и молодые, и старики понимали это, не причиняли зла друг другу, — вздыхает заместитель председателя Ушачского райисполкома Ольга Карчевская.Но слов прощения мы не дождались ни от младшего, ни от старшего Кищенко, а потому предложили им еще один вариант примирения. Заявление Петра Афанасьевича с просьбой оградить его от сына подшито в милицейские протоколы. Вот Виктор принципиально и не подходит к родительскому дому. Решили заявление аннулировать. Петр Афанасьевич подписался, что претензий к сыну не имеет и не возражает, если тот будет оказывать ему посильную помощь. Уезжали мы от стариков из Любжино с надеждой, что у них все наладится и не причинят они больше друг другу боли, а будут жить в мире и согласии.
Комментарий психолога Вячеслава ДОРОДЕЙКО:— Об отношениях отцов и сыновей в истории человечества написаны тысячи книг. С любящими и идеализирующими их дочерьми отцам несколько проще, чем с сыновьями. Для сына отец — объект для идентификации: каким он станет в будущем мужчиной, какую выберет профессию, как будет выстраивать отношения с женщинами и будет ли с ними счастлив. С другой стороны, сыновья конкурируют с отцами, пробуют свою силу в борьбе за внимание и любовь матери. Хороший отец устанавливает порядок в семье, демонстрируя сыновьям себя и свою силу, а к атакам сыновей на его власть серьезно не относится. Давать сыну право на победу очень важно. Например, в играх или каких-нибудь житейских ситуациях. В этой истории есть надежда на разрешение конфликта: и сын, и отец согласились на беседу с журналистом. А это значит, что они хотят быть вместе. Можно посоветовать отцу перестать обращаться к третьей стороне и пообщаться с сыном, но не так, как он это делал раньше. Доверительно и на равных поговорить о боли, о своих ошибках, обо всем том, что он хочет сказать. Может быть, даже как мудрому человеку попросить прощения у сына.Виктору Петровичу следует проявить уважение к возрасту отца и дать возможность отцу и матери получить радость от старости, от близости с сыном. Не лишать этого своих родителей. Отблагодарить отца. И тем самым открыть отца для себя и дедушку для своих детей. И это, поверьте, большое счастье!А что думаете по поводу этой истории вы? Какой совет могли бы дать отцу и сыну? Пишите на электронный и почтовый адрес редакции. Ваше мнение и ваши добрые советы мы обязательно опубликуем.