СТО проблем
Половина объема услуг автосервиса в стране находится в теневом обороте.
Из-за этого потери бюджета в прошлом году составили около 60 миллиардов рублей. Такую цифру вчера озвучил председатель Комитета государственного контроля Беларуси Зенон Ломать на коллегии ведомства, где обсуждались результаты проверки субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих населению услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям.
Радость моего приятеля Павла, купившего подержанную “Ауди”, оказалась недолгой — у машины потекло масло. Парень отбуксировал “тачку” на одну из столичных станций техобслуживания. Оказалось, нужна замена некоторых деталей. Ремонт обходился примерно в 500 долларов. Дорого. Но Павел договорился с работником СТО, который основную часть работ выполнил в личном гараже. Гарантий на качество ремонта никаких, зато дешевле. Павлу повезло, что автослесарь все сделал на совесть. Но станция техосмотра потеряла клиента, соответственно и деньги. И таких случаев великое множество. Многие автовладельцы обращаются к мастерам автосервиса в частном порядке, дескать, дешевле и быстрее. Но не всем так везет, как Павлу. За некачественный ремонт претензии частникам не предъявишь.Автомастерские у нас пользуются большой популярностью, поскольку в стране зарегистрировано около трех миллионов машин, принадлежащих индивидуальным владельцам.— Услуги автосервиса оказывают более трех тысяч станций техобслуживания, которые сосредоточены в основном в руках частного бизнеса. Это нормально, — считает Зенон Ломать. — Но проверки показывают, что в этой сфере имеются массовые нарушения действующего законодательства. И причина этого кроется в том, что государственные структуры, которые обязаны контролировать деятельность СТО, этого не делают.КГК установил факт, когда станция техобслуживания годами существовала нелегально, и никто этого не видел. В некоторых СТО нарушения приобрели массовый характер. Выявлена станция техобслуживания, где 27 дней не включали кассовый аппарат. Распространены нарушения, когда услуги оказываются без соответствующего сертификата. Заработные платы у многих работников автосервиса небольшие. И это не потому, что людям мало платят, просто руководство станций техобслуживания занижает уровень выручки и заработной платы работников. В результате занижается налоговая база, в бюджет не поступают большие средства. Каждый третий субъект хозяйствования оказывал услуги без сертификатов соответствия. По материалам проверок возбуждено 9 уголовных дел, 148 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Работа 22 станций техобслуживания приостановлена.Для наведения должного порядка в сфере оказания высокодоходных услуг автосервиса, коллегия Комитета госконтроля рекомендовала правительству привлечь к ответственности должностных лиц ряда министерств и ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов за бесконтрольность и попустительство, за непринятие мер по наведению порядка. “Мы должны проявить настойчивость, чтобы вывести этот вид бизнеса из теневой сферы”, — подчеркнул председатель КГК.
P.S. А что вы думаете, уважаемые читатели, об этой проблеме? Что нужно сделать, чтобы в Беларуси станций техобслуживания стало больше, а главное, расширился ассортимент предлагаемых услуг, повысилось их качество и цены были доступные? Что необходимо государству предпринять, чтобы частным СТО и индивидуальным мастерам было выгодно сделать свой бизнес прозрачным, честно платить налоги и при этом не ущемить интересы автовладельцев — гарантировать доступность цен и качество услуг? Давайте порассуждаем.
В тему
Дядя Вася и налоги
Двери в гараже Василия Михайловича практически всегда закрыты изнутри, хотя оттуда доносится стук молотка, скрежет металла. Открыв гараж, хозяин пояснит: хобби, чиню машину другу, брату, свату. О плате умолчит. А вот постоянный клиент Василия Михайловича, владелец основательно подержанных “Жигулей”, поясняет:— Да, берет хозяин гаража деньги за ремонт. Но совсем немного. Василий Михайлович пенсионер и чинит в основном старые “Москвичи”, “Лады”. Для ремонта этой советской автопродукции ему не нужно содержать инженера по диагностике, подбору краски. Все делает сам, за разумную плату, потому я ремонтируюсь у него постоянно.Автолюбитель считает, что семейный бюджет многих белорусов не позволяет прибегать к услугам фирменных центров обслуживания. Дядя Вася в гараже с набором ключей и золотыми руками — в самый раз. Подобных гаражей-мастерских в Солигорске немало. Но почему бы не легализоваться?Известный в Солигорске специалист Юрий Львов также занимается ремонтом автомашин в гараже. Но в просторном, с подъемником, набором аппаратуры. И вполне легально.— В год я плачу около миллиона рублей всевозможных налогов, — говорит мастер. — Получается, что неделю работаю на их выплату. А в феврале, когда большинство машин стояло на приколе, я вынужден был даже занять денег, чтобы рассчитаться с налогами. И в этом плане нелегальщикам намного спокойнее. Владимир БЫЧЕНЯ, “НГ”