Смертная казнь в центре внимания

Источник материала:  
Беларусь вплотную приблизилась к введению моратория на смертную казнь, заявляют официальные лица сразу же после исполнения в Беларуси двух смертных приговоров. БХК требует возбуждения уголовного дела.Министр внутренних дел Беларуси Анатолий Кулешов в кулуарах сессии Палаты представителей 2 апреля официально подтвердил факт приведения в исполнение двух смертных приговоров в отношении Андрея Жука и Василия Юзепчука (см. "БР" № 12/2010).

Следует отметить, что Управление верховного комиссара ООН по правам человека нотой уведомило МИД Беларуси о регистрации их обращений и просило не приводить в исполнение смертные приговоры до момента рассмотрения жалоб в Комитете по правам человека ООН.

Белорусское внешнеполитическое ведомство признает, что данная нота "направлена компетентным органам государственного управления Республики Беларусь". Из последующего развития событий складывается впечатление, что в списке компетентных органов МИДа не оказалось Министерства внутренних дел.

На вопрос журналистов, почему осужденные были расстреляны до завершения процедуры рассмотрения жалоб в Комитете по правам человека ООН, глава МВД Беларуси А. Кулешов сказал: "Вы знаете, что я же не живу по законам ООН, я живу по законам своей страны. Я еще раз говорю, что закон ведь никто не отменял. И почему я должен в этих вопросах держать ориентир на ООН?".

О приоритете законодательства.

При этом А. Кулешов отказался признать приоритет международного права над национальным. "Вот наше законодательство является приоритетным. Мы живем по законам и Конституции своей страны, по нормативно-правовой базе, которая находится не в ООН, а находится у нас в стране", - сказал министр.

Интересно, что из слов главы МВД следует, что он ничего не знает о ратификации Беларусью Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах о признании компетенции Комитета по правам человека ООН.

"Я ж не говорю, что мы не соблюдаем международные соглашения, - осторожно сказал А. Кулешов. - Но мы и не говорили, что мы не будем исполнять то, что у нас предписано нашим законом. Ведь такого не было договора, что мы не исполняем свое законодательство".

БХК обратился к генпрокурору.

Между тем 30 марта РПОО "Белорусский Хельсинкский комитет" обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела. Белорусские правозащитники полагают, что в действиях должностных лиц, знавших о рассмотрении жалоб осужденных в Комитете по правам человека ООН и приведших в исполнение приговоры судов до их рассмотрения, усматриваются признаки составов преступлений, предусмотренных главой 35 Уголовного кодекса (преступления против интересов службы).

"Данными действиями должностных лиц государственных органов Республики Беларусь нанесен невосполнимый ущерб правам и законным интересам граждан, а также существенный вред государственным и общественным интересам", - указывается в обращении.

В связи с этим БХК считает необходимым возбудить уголовное дело по указанным фактам, установить лиц, совершивших данное общественно опасное деяние, и привлечь их к уголовной ответственности.

ООН сожалеет.

Комитет по правам человека ООН опубликовал пресс-релиз, в котором он "сожалеет о приведении в исполнение смертного приговора".

"Комитет по правам человека недавно получил информацию, указывающую, что два человека, осужденные к смертной казни, случаи которых в настоящее время находятся на рассмотрении в комитете, и которые утверждали, что их право на справедливый суд не было реализовано, были казнены в Беларуси, несмотря на то, что запросы о временных мерах защиты были поданы комитетом. 23 марта 2010 г. комитет просил предоставить разъяснения по этому вопросу до 25 марта, но никакого ответа не было получено", - говорится в пресс-релизе.

"Пленарная сессия комитета обсуждала события 26 марта на общественной встрече и выразила свою тревогу и негодование этому факту и свое беспокойство отказом государственной стороны сотрудничать с комитетом в его работе. Комитет также повторил, что, казня людей, случаи которых находятся на рассмотрении, прежде чем комитет вынесет свое заключение, означает серьезное нарушение Дополнительного протокола, в особенности что касается запроса о временной защите", - считают в Комитете по правам человека ООН.

Здесь полагают, что белорусское правительство нарушило свои обязательства принимать юрисдикцию Комитета по правам человека ООН.

Мораторий возможен?

Тем временем в государственных СМИ начинается дискуссия о возможности введения моратория на смертную казнь в Беларуси. Председатель комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай Самосейко заявил в интервью агентству БЕЛТА, что специально созданная комиссия обеих палат Национального собрания продолжает рассматривать вопрос о введении моратория на смертную казнь.

Расстрел двух приговоренных к смертной казни никак не повлиял на работу комиссии, заявил Н. Самосейко, более того, она не будет принимать никаких заявлений по этому поводу.

"В том, что смертные приговоры, вынесенные в прошлом году, были приведены в исполнение, нет ничего неожиданного или сверхъестественного. Ни для кого не секрет, что в действующем Уголовном кодексе Беларуси есть 14 статей, по которым предусмотрено наказание в виде смертной казни. Суды имеют право выносить смертные приговоры", - заявил Н. Самосейко.

"Никто не сомневается в том, что смертная казнь в Беларуси будет отменена. Временный характер этого вида наказания зафиксирован как в УК, так и в Конституции. Еще в 1996 г. в Конституции появилась новая редакция ст. 24, которая гласит: "Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда".

"Смертная казнь не является превентивной мерой или фактором, сдерживающим рост преступности. Наша страна постепенно и планомерно приближается к необходимости введения моратория на смертную казнь. Убежден, что для этого в Беларуси уже назрели объективные предпосылки", - заявил Н. Самосейко.

Тем временем А. Кулешов затрудняется сказать, какое решение будет принято по вопросу о смертной казни и какова позиция возглавляемого им министерства. "Отмена либо исполнение смертной казни никогда не решало и не решит проблему борьбы с преступностью", - говорит глава МВД.
←Количество участников конкурса на лучший белорусский интернет-ресурс увеличилось почти на 20%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика