В Жлобине торговцы игрушками на грани бунта

Источник материала:  
02.04.2010 09:21 — Новости Общества

18-летняя перронная продажа мягких игрушек в Жлобине запрещена окончательно и бесповоротно. «Беготни больше не будет», - заявили местные власти на встрече с торговцами. Распространители игрушек на грани поведения митинга.

До недавнего  времени станцию Жлобин можно  было угадать, не глядя на расписание поездов. «Игрушки? Значит это Жлобин», - говорили обычно пассажиры поезда, хотя состав еще проходил тормозной путь, а названия города на здании вокзала не было видно. Теперь это всё в прошлом. Местные власти всерьез взялись за незаконную с их точки зрения торговлю. Нарушителей наказывают серьёзными штрафами. Но вся проблема в том, что предложить достойную альтернативу нелегальному бизнесу торговцев жлобинские чиновники не в состоянии.
Жлобин  - моногород
Ни для кого не секрет, что в Жлобине только одно градообразующие предприятие. Это БМЗ. Вне этого завода трудоустроиться крайне сложно. В некотором смысле данное утверждение косвенно подтвердил и начальник управления социальной защиты Жлобинского райисполкома Олег Козлов на встрече с возмущенными дилерами игрушек. «Мы можем предложить 160-170 вакансий. В основном это неквалифицированные специальности. Ситуация серьезная», - сообщил торговцам мягких игрушек Олег Козлов.
Напрямую о  проблеме с трудоустройством говорят сами продавцы-нелегалы. «Не от хорошей жизни мы пошли сюда торговать, - говорит бывший повар Тамара, мать четырех детей. - Никто не виноват, что мой муж попал в аварию. Но мне пришлось всех детей поднимать самой». Кстати, пару лет назад женщина, казалось бы, трудоустроилась, но работа находилась очень далеко от дома. «Однажды, поехав на работу, я оставила своего восьмилетнего ребенка одного дома. Как раз в это время соседи решили разжечь костер, куда по неосторожности влез мой ребенок. Результат - мы пролежали долгое время в ожоговом отделении», - рассказала Тамара. Сейчас шить и торговать игрушками женщине помогает одна из дочерей и зять.
У Галины, которая также до недавнего времени торговала мягкими игрушками около проходящих поездов, также проблемы с работой. Ее отправили на пенсию. Дочь, проработав 10 лет на швейной фабрике, трудоустроилась на Жлобинской фабрике искусственного меха. Однако оттуда дочь Галины сократили. Пришлось двум женщинам заняться распространением мягких игрушек. Дочь шила продукцию вручную, а Галина продавала около поездов.
Подобные на истории Галины и Тамары может рассказать каждая из женщин, торговавших меховыми зверушками на перронах Жлобина.
Борьба  с игрушками
За перронную торговлю игрушками жлобинские власти всерьез взялись в этом году. Но три дня назад произошел переломный момент в жизни торговцев. Чиновники раз и навсегда решили пресечь распространение игрушек около вагонов. Штраф за первую провинность  - 210 тысяч белорусских рублей. А вот если, не дай бог, еще и продать за инвалюту, то штрафы вырастают в разы. Полтора году тому женщина, получившую огромную выручку от продажи одной пары тапочек гражданину из Украины в размере 30 гривен, была наказана штрафом в более чем два миллиона рублей. Правда, представительница налоговой, на данное наказание цинично отреагировала, подчеркнув: «Вы на это шли сознательно».
Всё бы ничего, вот  только торгующие на перронах за свою работу получают мизер. Цена товара - от 3 до 40 тысяч. Но продать его получается не каждый день.
Кроме материального взыскания применяется запугивающий фактор: на данный момент на перронах постоянно дежурят милиционеры. Последние, к слову сказать, в обхождении не церемонятся. «Милиционеры жестоко разгоняют, задерживают. А если сопротивляешься, то заламывают руки, после чего составляют протокол о сопротивлении милиции», - рассказала одна из распространительниц игрушек.
Временное решение
1 апреля торговцы  и представители райисполкома  и налоговой в главе с заместителем председателя Жлобинского райисполкома Виктором Суруновичем попытались найти компромисс. Самый главный начальник Жлобина на встрече не был. «Сами понимаете: посевная», - неудачно успокоил Виктор Степанович.
Это была уже  вторая подобная встреча. Первая, на которой присутствовало около 70 человек, прошла 29 марта. На промежуточный период между двумя встречами местные власти пошли на некоторые уступки торговцам. Например, разрешили торговать без соответствующих документов на рынке (понятно, что в одночасье необходимые бумаги не оформишь). Однако с первого апреля счастье закончилось. Правда, до конца месяца продавцам разрешили торговать около бистро, находящегося недалеко от перронов. «Как раз пока выборы не пройдут», - обсуждали между собой торгующие игрушками по окончанию встречи.
А за этот месяц  торговцы должны определиться со своей судьбой. Сами продавцы в растерянности. На ответ, что будете делать через месяц, отвечают: «Не знаем. Если не откроют мини-рынок, будем митинговать». С мини-рынком - это отдельная история о популизме жлобинских начальников. Как рассказывали сами торговцы, надежду на создание мини-рынка, который мог бы находиться возле бистро недалеко от перронов, подали руководители района. На первоапрельской встрече Виктор Сурунович также не дал окончательного отрицательного ответа по поводу вопросов о мини-рынке. Заявив что-то вроде: посмотрим. Но точки над «и» неожиданно расставила представительница отдела торговли, сказав, что против мини-рынка категорически выступают руководители ресторана и бистро, возле которых могут построить мини-рынок.
Безальтернативное предложение властей
Власти Жлобина  предложили свой вариант выхода из создавшейся ситуации, который, к слову, пришелся не по вкусу торговцам. Начальник управления социальной защиты Жлобинского райисполкома Олег Козлов рассказал об адресной социальной помощи, единовременном пособии и возможностях постановки на учет в центр занятости. Молодая мама Светлана посетовала на то, что на бирже платят всего 35 тысяч в месяц, а ей необходимо оплачивать детский садик ребенка, посещение которого стоит в два раза больше.
В результате информационной работы Олега Козлова, желание встать на учет выявило всего три человека из присутствующих. Остальные начальнику управления социальной защиты не поверили. Со слов игрушечников, все существующие у соцзащиты предложения можно разделить на две группы: швейная фабрика и колхозы. «Первая на грани закрытия. За два дня работы на швейной фабрике моему знакомому заплатили 1800 белорусских рублей», - пояснила после собрания Елена. Что касается колхозов, то там тоже мало платят. «200-300 тысяч - разве это зарплата? 220 тысяч только за квартиру необходимо платить», - пожаловались торговцы.
Во время встречи  местных властей с продавцами мягких игрушек выступила и представительница  налоговой (к сожалению, она не назвала своей фамилии). Строгая дама пожаловалась, что за три дня, прошедшие с момента первой встречи, никто из торгующих возле перрона не заплатил налогов. Продавцы согласились, что платить налоги необходимо. Но не такие большие суммы. «Тысяч 35 ежемесячно можно потянуть, но не 90», - заявили торговцы.
По информации представительницы из налоговой, Гомельский облисполком установил пониженную ставку для таких людей, как присутствующие. Так, физические лица, осуществляющие деятельность без регистрации в качестве ИП, могут заплатить следующие суммы. До 10 дней работа - чуть более 45 тысяч, до 15 дней - 71 тысяча, на протяжении всего месяца - более 90 тысяч. Правда, порадовала налоговая, пенсионерам предусматриваются скидки.
Кроме этого, продавцы мягких игрушек должны будут перейти  торговать на рынок, на котором уже имеются свои торговцы мягких игрушек. И, по рассказам, торгующие на рынке имеют свои мини-цеха и сформированную клиентуру. Короче, конкуренцию перронным торговцам не выдержать. Чтобы торговать на рынке, продавцам необходимо оформить гигиеническую регистрацию на сумму от 200 до 300 тысяч. А еще неплохо бы прикупить роллет за пару тысяч долларов, поскольку на рынке оформленных цивилизованно мест нет. На жлобинском рынке бизнесмены торгуют прямо на земле, хоть стоит предоставленное место 5 тысяч белорусских рублей. Но, пообещала дирекция рынка, на первый месяц перронным торговцам цену за место на рынке снизят в два раза.
«У  нас правовое государство»
Встреча закончилась. Виктор Сурунович понадеялся, что  все вопросы решены и больше подобных собраний не произойдет. А вот продавцы ушли, высказывая возмущение один одному и с ощущением, что их обвели вокруг пальца. «Ведь у нас же правовое государство. Будем соблюдать законы», - сказал на прощание Сурунович. Вот только, как теперь в этом «правовом государстве» кормить детей, ранее торговавшие мягкими игрушками люди не понимают.

←Онлайн-конференция на сайте Белтелерадиокомпании с Татьяной Бондарчук начнется в 11 часов.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика