Белорусские жертвы нацизма надеются получить от Deutsche Bahn 45 млн. евро
Под данным призывом подпись поставили более 20 организаций из Германии, Польши, России, Украины, Чехии и Беларуси. Среди них — Польская ассоциация жертв Третьего Рейха, Украинский союз заключенных-жертв нацизма, а также Международный союз малолетних жертв нацизма, членами которого являются граждане 11 государств бывшего СССР.
Бывшие узники нацистских концлагерей заявляют, что нынешняя компания Deutsche Bahn является моральным, историческим и финансовым преемником немецкой Deutsche Reichsbahn, осуществлявшей железнодорожные перевозки при Гитлере.
«Во время Второй мировой войны Deutsche Reichsbahn брала оплату за каждый километр пути, которым везли нас в лагеря для уничтожения. Deutsche Reichsbahn обогатилась за счет участия в этих массовых злодеяниях», — говорится в документе, подписанном бывшими узниками концлагерей.
Среди подписавшихся — четыре белорусских общественных объединения.
«Это общественное объединение «Белорусская ассоциация бывших узников германских концлагерей и участников антифашистского сопротивления в годы Великой отечественной войны», Белорусское общественное объединение «Восточных рабочих», общественное объединение «Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма», а также Белорусское общественное объединение евреев-бывших узников гетто и нацистских концлагерей, — рассказала «Белорусским новостям» член правления и главный бухгалтер Белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение» Елена Сидельникова. — Поскольку главы этих организаций не смогли приехать в Польшу, наш фонд на совещании и пресс-конференции по поводу просьбы о компенсации в Варшаве 24-25 марта выступил их представителем».
По мнению пострадавших от нацистского режима, Deutsche Bahn — организация, оставшаяся безнаказанной за служение фашизму, хотя груз ответственности на ней лежит очень большой.
«Если бы не было железнодорожных перевозок, то и не было бы стольких смертей, — объяснила Е.Сидельникова. — Никаким другим образом узники в таком количестве не могли быть транспортированы, а значит, доставлены на место казни. А ведь миллионы людей были перевезены их поездами!
Немецкой железной дорогой было принято предложение Третьего рейха о перевозке узников просто потому что им это было выгодно. Их волновали вырученные деньги, а не моральные аспекты этой сделки. Потому мы делаем акцент именно на аморальность поступка.
Сегодня Deutsche Bahn входит в десятку мировых лидеров по железнодорожным перевозкам. А капитал, положивший начало этому лидерству, был заложен именно в годы войны — когда они везли людей на смерть. Во время войны заводы, предприятия были разрушены или попросту постаивали, а железная дорога процветала, благодаря заказу Третьего рейха…
На обсуждениях этого призыва в Варшаве были выжившие узники фашизма, которые рассказывали жуткие факты об условиях перевозок: как люди не имели возможности удовлетворить элементарные потребности, как они умирали стоя. Очень многие узники доезжали к месту назначения мертвыми».
Инициатором обращения к Немецким железным дорогам с просьбой выплатить компенсацию узникам фашизма, которых они перевозили, выступила немецкая ассоциация «Поезд памяти». Ее руководитель Ханс-Рюдигер Минов занимается этим вопросом с 2008 года.
«Поезд памяти» подготовил специальный отчет на тему возможных размеров компенсации. «445 миллионов евро — это минимальная сумма прибыли Deutsche Reichsbahn, которую удалось установить немецким историкам на основании доступных в архивах документов», — сказал на выступлении в Варшаве Ханс-Рюдигер Минов.
Эксперты рассчитали примерный размер общей прибыли Reichsbahn во времена Третьего рейха, используя тогдашние тарифы — два пфеннига за одного взрослого человека за километр, а для детей в возрасте от четырех до десяти лет — 50% от этой суммы. Исходя из этого, получается, что на перевозке узников немецкая компания тогда заработала в нынешних ценах 445 млн. евро.
«Многие миллионы километров нацистских перевозок не фиксировались, часто документация терялась, поэтому реальная сумма прибыли значительно больше», — сказал Минов.
«Как видите, запрашиваемая сума рассчитывалась на основании количества перевезенных с 1938 по 1942 год людей, от количества поездок, их километража, тогдашней стоимости перевозок, — добавила Е.Сидельникова. — Причем это действительно минимальная сумма, которую Немецкая железная дорога заработала на этих перевозках. Потому что расчеты были произведены без индексирования за все 65 лет».
По некоторым данным, свою доставку в концлагеря заключенные оплачивали сами. Как утверждают многие историки, согласно установленному нацистами порядку деньги, изъятые у узников или полученные вследствие продажи их имущества, поступали на специально открытые SS тайные счета W (от немецкого Wanderung — «путешествие»), а потом с них происходил расчет с Reichsbahn. Германский бундестаг еще в 2008 году заинтересовался этим вопросом и запросил соответствующую информацию у правительства ФРГ, сообщал в свое время «Коммерсант». Однако в полученном парламентариями официальном ответе говорилось, что о наличии подобных счетов правительству ничего не известно…
Несмотря на, увы, благодатную почву для рассказов о том, кому и как удалось нажиться на смертях и муках узников фашизма, ветеранские организации не торопятся выдвигать требования или подавать иски в суд. Они хотят сесть за стол переговоров и убедить Немецкие железные дороги в том, что для Deutsche Bahn выплата компенсаций может стать своеобразной индульгенцией.
«Мы просим сесть за стол переговоров и внимательно рассмотреть просьбу «Поезда памяти» о компенсации бывшим узникам из Беларуси, Росси, Украины, Польши, Чехии и Германии, которых из этих стран везли в немецкие концлагеря, — объяснила Е.Сидельникова. — Никто не собирается выяснять отношения через суд».
Ответ от Deutsche Bahn ожидается к концу этого года. Бывшие узники надеются на понимание, потому заранее не решили, что они будут делать, если в компенсации им будет отказано.
«Государство должно передать Deutsche Bahn все представленные нами документы и само обращение, — рассказала Е.Сидельникова. — Ответ ждем в конце этого года. На совещании обсуждался вопрос о возможных действиях организаций в случае отказа или затянувшегося рассмотрения, но единого решения принято не было. Сами узники говорили, что будут добиваться выполнения своей просьбы любыми способами — может, даже через судебный иск. Однако, как он будет, загадывать рано…»
Как объясняют в Фонде «Взаимопонимание и примирение», причина заявления с просьбой о денежной компенсации — вовсе не желание в очередной раз обогатиться за счет Германии. Во-первых, по словам Е.Сидельниковой, это справедливая просьба о возмещении ущерба узникам, на жизнях которых откровенно делались капиталы. А во-вторых, эти компенсации, как никому другом, необходимы бывшим узникам.