«Камасутру» нельзя продавать со школьными тетрадками»
Генеральная прокуратура России книгу Адольфа Гитлера «Майн Кампф» причислила к экстремистской литературе, а Федеральная регистрационная служба включила её в список запрещённых книг. А насколько реально эту книгу купить в Беларуси, и вообще – существуют ли в нашей стране списки запрещённой литературы?
Купить «Майн Кампф» на минском столичном книжном рынке не удалось. Нет её ни в открытой продаже, ни «из-под полы». И даже привести на заказ продавцы категорически отказываются. Вот как отреагировал на подобную просьбу один из них: «Я ее не повезу. Знаете, сесть я очень не хочу. У нас это запрещённая книга».
- Но, кажется, официального запрета не было?
- Ничего подобного - запрещённая. И вам её вряд ли кто-то привезёт. Это могу однозначно сказать. За это дают реальный срок уголовный. Это очень опасно в нашей стране, есть уголовная ответственность за такое дело. Нас предупреждали: «Майн Кампф» - не то, что ввозить, даже заказы на неё не брать».
Начальник управления издательской деятельности и книжной торговли Министерства информации Елена Панова утверждает, что списка запрещённой литературы в Беларуси не существует: "Официально у нас ничего такого нет, это я вам точно говорю, потому что «запрещённая» - такого понятия нет. Цензуры же у нас тоже нет".
Каким же образом книжные магазины ориентируются в том, какую книгу можно продавать, а какую - нет, если списка, с которым можно свериться, нет? Выяснилось, что им просто нужно хорошо знать законодательство.
Елена Панова объясняет, что «у нас же всё регламентировано законами, разными актами. Если это эротика, то её должны продавать в специально отведённых местах, лицам не моложе за 18 лет, в темных обложках. К примеру, «Камасутру» нельзя продавать со школьными тетрадками».
Получается, что продавцы сами на свой риск решают, какие книги можно продавать. По словам Елены Пановой, если неожиданно специальные органы находят в книге призывы к свержению власти, насилию, жестокости, экстремизму, то её придётся убрать с продажи. Покупателям ничего не угрожает, а вот продавца оштрафуют. Если же книгу издала белорусская фирма, то её даже могут лишить лицензии.
Чтобы избегнуть такой ответственности издатель Адам Глобус, например, сам внимательно просматривает все рукописи: «Ответственность за распространение и тиражирование такой литературы есть, и я уже сталкивался с подобными проблемами. Но на этом весь мир стоит! Понимаешь, если Бен Ладен принесет мне свои воспоминания - что думаешь, я побегу их печатать? Нет, конечно!».
Специальной структуры, которая отслеживает, чем торгуют на книжных рынках или в магазинах, нет. Запретить «экстремистскую» литературу могут сами читатели, если пожалуются на ту или иную книгу в милицию или даже в КГБ.
«Что касается экстремизма, то это статья, которая попадает под юрисдикцию КГБ. Можно и в МВД сообщить. Это не имеет значения - куда. Здесь в любом случае поинтересуются книгой, продавцом, и если там будут приметы состава преступления, то, естественно, отреагируют», - рассказал председатель прогосударственного Союза писателей Николай Чергинец.
У директора одного столичного магазина «Ерорадио» поинтересовалось тем, как здесь «фильтруют» литературу, если списков специальных нет: «Были ли у вас случаи, когда вы отказались брать что-то на продажу?»
- «Конечно, да».
- Какой направленности были эти книги?
- Оппозиционной.
Правда, привести пример экстремистских, фашистских, террористических и им подобных книг, которые отказались продавать в этом магазине, женщина не смогла.