Генпрокуратура Беларуси предлагает ввести новые правила декларирования доходов государственными чиновниками

Источник материала:  
Объем декларируемых государственными должностными лицами сведений должен существенно отличаться от объема сведений, указываемых другими физическими лицами в декларациях о доходах и имуществе, полагают в прокуратуре.Генеральной прокуратурой проанализировано действующее национальное законодательство о декларировании доходов и имущества государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций (государственные должностные лица), сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.

Генеральная прокуратура полагает, что в Республике Беларусь целесообразно ввести применительно к государственным должностным лицам институт декларирования доходов, имущества и частных интересов, который должен сыграть существенную роль в противодействии коррупции. Под частными интересами государственного должностного лица следует понимать любую выгоду для него лично либо его семьи, родственников, друзей и близких, а также для лиц или организаций, с которыми он имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственное должностное лицо.

Объем декларируемых государственными должностными лицами сведений должен существенно отличаться от объема сведений, указываемых другими физическими лицами в декларациях о доходах и имуществе. При этом государственное должностное лицо следует обязать декларировать денежные средства на банковских счетах, займы, выданные другим лицам, безвозмездно полученные услуги и др.

Основной целью декларирования доходов, имущества и частных интересов должно стать выявление наличия у государственных должностных лиц конфликта интересов, т.е. ситуации, когда государственное должностное лицо при исполнении служебных обязанностей должно принять решение, связанное с его частными интересами, либо участвовать в принятии такого решения. При наличии конфликта интересов необходимо установить для государственных должностных лиц определенные запреты и ограничения по службе (запрет на подготовку или издание административных актов в отношении лиц, с которыми имеется конфликт интересов; осуществление в отношении этих лиц судебных функций, функций надзора, контроля, следствия и дознания; заключение с этими лицами в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица хозяйственных договоров и т.д.).

С учетом опыта других государств Генеральная прокуратура полагает возможным рассмотреть вопрос о введении в Республике Беларусь для отдельных категорий государственных служащих обязанности представлять декларации по окончании исполнения должностных обязанностей.
Ввести в Республике Беларусь обязательное представление государственными должностными лицами деклараций в отношении супруга и несовершеннолетних детей независимо от места их проживания и ведения общего хозяйства.

Кроме того, Генеральная прокуратура считает, что декларации в отношении указанных лиц должны представляться:

- лицами, поступающими на государственную службу, а также на военную службу по контракту, службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы внутренних дел и органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- лицами, назначаемыми на должности руководителей государственных организаций;

- лицами, назначаемыми на должности руководителей негосударственных сельскохозяйственных организаций, если с ними в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь местными исполнительными и распорядительными органами обязательно заключаются контракты.

Это позволит дать объективную оценку изменениям имущественного положения государственного должностного лица, его супруга, детей и других зависимых лиц с момента назначения на соответствующую должность.

Представляется целесообразным закрепить в Положении о порядке проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2006 г. №952, следующие основания, по которым руководитель (заместитель руководителя) организации обязан принять решение о проверке декларации о доходах и имуществе:

- явное превышение расходов государственного должностного лица (улучшение имущественного состояния) над полученными им доходами, установленное при изучении декларации;

- наличие в обращениях физических и юридических лиц, средствах массовой информации сведений, свидетельствующих о том, что государственное должностное лицо использовало имущество, в том числе финансовые средства, стоимость (размер) которого превышает указанные им в декларации доходы;

- нарушение государственным должностным лицом ограничений, установленных ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Если в ходе проверки деклараций о доходах и имуществе будут выявлены нарушения, рассмотрение которых не находится в компетенции руководителя организации, назначившего проверку, соответствующие материалы проверок не позднее 10-дневного срока после информирования руководителя организации, передаются в уполномоченные органы.

Одновременно в законодательстве необходимо установить право организаций, обязанных проводить проверки деклараций о доходах и имуществе, на бесплатное получение информации о доходах и имуществе проверяемых лиц из органов и организаций, которые в соответствии с законодательством могут обладать такой информацией, в том числе из органов государственной регистрации недвижимого имущества.

По мнению Генеральной прокуратуры, в Республике Беларусь целесообразно ограничить принцип недопустимости разглашения сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, и ввести обязательное открытое опубликование сведений из деклараций отдельных категорий государственных служащих, занимающих наиболее высокопоставленные должности. При этом можно определить те сведения, которые обнародованию не подлежат.

Письмо с данными предложениями направлено Генеральной прокуратурой в Совет Министров Республики Беларусь.
←Из саней – в лодку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика