Совет Европы решительно осуждает приведение в исполнение двух смертных приговоров в Беларуси
"Смертная казнь является варварством и деградацией, именно поэтому она была отменена Советом Европы протоколом № 6 Европейской конвенции о правах человека, — говорится в заявлении. — Правительство Беларуси остается единственным в Европе, кто казнит людей. Недавнее приведение в исполнение смертных приговоров, если данная информация подтвердится, станет серьезным препятствием на пути сближения Беларуси и Совета Европы", сообщает БелаПАН.
Авторы заявления подчеркивают, что СЕ готов оказать Беларуси любую помощь для преодоления "самоизоляции" страны. "Но когда вопрос касается прав человека и демократии, путь может быть только один. Мы вновь призываем к немедленной отмене смертной казни", — говорится в документе.
По данным правозащитной организации "Международная амнистия", в конце прошлой недели в Беларуси были расстреляны 25-летний Андрей Жук и 30-летний Василий Юзепчук. Первый был признан виновным в разбойном нападении и убийстве работников СПК "Большевик-Агро", перевозивших деньги для выплаты зарплаты работникам сельхозпредприятия. Второго приговорили к высшей мере наказания за совершение серии убийств пожилых женщин в Брестской области.
О том, что приговоры приведены в исполнение, стало известно от матери Андрея Жука. В МВД Беларуси от комментариев воздерживаются.
Белорусские правозащитник заявляют: приведя в исполнение два смертных приговора, власти Беларуси сознательно нарушили нормы национального и международного права.
Согласно статье 61 Конституции каждый гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации для защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Беларусь ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым ее граждане имеют право подавать жалобы в Комитет по правам человека ООН.
Юзепчук и Жук такие жалобы в Комитет подали, однако несмотря на то что их обращения еще не были рассмотрены, осужденных казнили.