Закон об альтернативной службе не решит проблему политического призыва
В первой половине марта в судах отменялись прежние решения по делам призывников, которые по религиозным мотивам отказывались служить в армии. По мнению экспертов, такая «открутка» лишний раз демонстрирует, что в Беларуси нет независимой судебной системы. Они также полагают, что в скором времени в стране появится, наконец, закон об альтернативной службе.
В частности, за последнее время были отменены судебные решения в отношении члена религиозной общины «Свидетели Иеговы» Дмитрия Смыка, гомельского координатора по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Евгения Яковенко, освобожден из тюрьмы верующий Иван Михайлов.
Правда, Яковенко попал из огня в полымя: вскоре после отмены решения о штрафе за неявку в военкомат, 19 марта, против него было возбуждено уголовное дело за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу (ст. 435 УК). Так что здесь появилась новая интрига.
Вообще же, по мнению координатора общественной кампании «За альтернативную службу» Михаила Пашкевича, отмена штрафа Дмитрию Смыку, а также Евгению Яковенко и освобождение из тюрьмы Ивана Михайлова - связанные между собой события.
«Считаю, мы видим сейчас государственный заказ на отмену всех этих дел. Я не думаю, что еще год назад наши большие чиновники предполагали, что вопрос о давлении на граждан, требующих альтернативной службы, возникнет на уровне международного сообщества, на уровне резолюции Европарламента и доклада Госдепартамента США. Упорства этих ребят хватило, чтобы государство решило не создавать себе проблем там, где их не должно быть», - сказал Пашкевич в интервью БелаПАН.
Напомним: в резолюции Европарламента от 10 марта, осудившей положение гражданского общества и национальных меньшинств в Беларуси, содержался, в частности, призыв освободить Ивана Михайлова, названного узником совести.
Стоит отметить, что статья 57 белорусской Конституции предусматривает возможность альтернативной службы, но реализовать это право белорусские юноши до сих пор не могли. Правда, в 2000 году Конституционный суд отметил, что закон об альтернативной службе следовало бы принять в кратчайшие сроки. Однако в 2004 году Палата представителей отклонила законопроект.
И вот сейчас у призывников, которые отказываются проходить военную службу, появился новый шанс. Как сообщила пресс-служба главы государства, 18 февраля по итогам встречи с госсекретарем Совета безопасности Леонидом Мальцевым президент поручил разработать закон о прохождении альтернативной службы.
Глава Совбеза отметил, что «по данной теме много различных инсинуаций». «Между тем в Беларуси альтернатива срочной службы действует. К примеру, кроме срочной службы, есть служба в резерве, которая является альтернативной. Юноши также получают воинские специальности на военных факультетах и военных кафедрах в учебных заведениях, а затем срок их службы составляет всего шесть месяцев», - заявил Мальцев (ранее возглавлявший Министерство обороны).
Он также доложил Александру Лукашенко о действующем механизме освобождения от срочной службы. Решение об освобождении на законных основаниях от службы может принимать президент. Соответственно ежегодно издается указ, на основании которого даются отсрочки, в том числе тем гражданам, которые по своим религиозным убеждениям не могут брать в руки оружие. Это 50-60 человек ежегодно, сказал Мальцев.
Как сообщил БелаПАН Михаил Пашкевич, активисты гражданской кампании «За альтернативную службу» направили в Совбез и Совет министров обращение с просьбой привлечь их к разработке законопроекта. «Мы очень долго занимались этой темой, работали в тесной связке с белорусскими, европейскими и российскими правозащитниками, профильными организациями, изучили много законодательной базы, применение этих законов на практике. Мы считаем, что наш опыт должен быть учтен», - пояснил Пашкевич.
Он отметил, что на территории бывшего СССР есть много примеров «того, когда разработкой подобных законов занимались военные и из этого ничего хорошего не получалось».
Пашкевич подчеркнул, что альтернативная служба по своему характеру должна быть гражданской, соответственно заниматься разработкой законопроекта должны те ведомства, которые потом будут принимать альтернативных служащих.
«Был пример Литвы, где организацию и проведение альтернативной службы возложили на Министерство обороны. Представитель этого ведомства мне признался: они сделали все, чтобы этим не заниматься, потому что финансовые расходы и организация работ ложились на Минобороны. Каждый должен заниматься своим делом. Какой смысл военным заниматься организацией работы альтернативщиков в хосписах, больницах и так далее? Это не их сфера. Я думаю, что все только выиграют, если произойдет разделение этих обязанностей», - сказал Пашкевич.
По его информации, сейчас как минимум пять структур задействовано в работе над законопроектом - министерства труда и социальной защиты, здравоохранения, юстиции, обороны, Совбез. Кроме того, справку для Совмина о возможности приема выбравших альтернативную службу молодых людей готовит и МЧС. «Есть хороший немецкий опыт, когда молодые люди вместо армии идут в службы спасения», - отметил Пашкевич.
Говоря о том, какое количество юношей выберут альтернативную службу в случае принятия такого закона, Пашкевич подчеркнул, что многое зависит от того, насколько она окажется длительнее военной. «Если будет большая разница, то мало призывников будут выбирать альтернативную службу. Но в принципе мы можем добиться и соотношения 50 на 50, как в той же Швейцарии», - резюмировал он.
В целом же эксперты отмечают, что очень важно, в какой версии будет принят и как будет применяться на практике закон об альтернативной службе в Беларуси. Например, есть сведения, что в нынешнем варианте готовящегося документа возможность альтернативной службы предусматривается только для тех, кто отказывается служить в армии по религиозным мотивам. По мнению правозащитников, необходимо предоставить возможность пройти альтернативную службу и тем, кто не желает служить в армии по личным убеждениям.
Кроме того, говорят представители общественности, подготовка и обсуждение законопроекта должны проходить гласно, с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе правозащитников. Однако, судя по всему, именно к этому власти пока и не готовы.
Между тем политолог Юрий Чаусов в интервью БелаПАН подчеркнул: тот факт, что в Беларуси до сих пор нет закона об альтернативной службе, является прямым нарушением статьи 57 Конституции. «Такой закон нужен. Неплохо, что в этот вопрос вмешался президент. Заслуживает уважения гражданская позиция тех людей, которые самоотверженно пошли под суд, даже в тюрьму для того, чтобы обратить внимание на проблему», - подчеркнул эксперт.
Естественно, что законопроект не должен готовиться органами исполнительной власти, подчеркнул эксперт, но, увы, это особенности системы и законотворческой деятельности в стране. «Плохо, что органы исполнительной власти будут готовить закон, который им самим потом надо будет исполнять. Тем более плохо, что это, скорее всего, с учетом специфики Минобороны будет проходить с минимальным участием общественности», - отметил Чаусов.
При этом, подчеркнул политолог, принятие закона не решит такую проблему, как политически мотивированный призыв в армию молодежных оппозиционных активистов. В первую очередь потому, что закон, скорее всего, не будет предусматривать возможности отказаться от службы в армии по политическим мотивам, а разрешит делать это только по религиозным.
«С другой стороны, проблема политически мотивированных призывов - это не проблема альтернативной службы в чистом виде. Людей также отчисляли из вузов за их политические убеждения. Это более системный вопрос, поэтому закон на его решение мало повлияет», - уверен Чаусов.