«Мутная» история
Обнаруженные в колодце нитраты отравили не только воду, но и дружбу между деревенскими соседями
Сыр-бор возник из-за напитанной нитратами воды в колодцах деревни Липск Ляховичского района. «БН» уже рассказывала об этом в № 22 от 6 февраля 2010 года («Как с колодцем быть?»). А позже выяснились подробности, о которых мы и не догадывались.
Звонок в редакцию. «На вас одна надежда, помогите!» -- взволнованно говорил мужчина в трубку. Иван Петрович Дыдышко, житель деревни Липск, уже более 15 лет инвалид первой группы по заболеванию опорно-двигательного аппарата, передвигаться может только с помощью жены или социального работника. Раньше Иван Петрович восемь лет работал секретарем сельсовета, был, так сказать, лицом местной власти. А сейчас пенсионер. И вот уже почти год пытается разобраться, откуда в его колодце нитраты.
Чуть позже в редакцию «БН» приехал его родной брат Валентин Дыдышко из поселка Мачулищи, что под Минском, и поведал вот что.
Версия Дыдышко
Раньше Иван Дыдышко со своей соседкой Ниной Гапанович жили мирно-дружно. Когда у пенсионера появился дома телефон, Нина Васильевна приходила звоночек-другой сделать. А рассорили соседей нитраты.
В прошлом году Нина Гапанович захотела вырастить суперурожай и на небольшой участок в начале весны внесла шесть ведер минеральных удобрений, да еще в мае «подпитала» землю стимуляторами роста. Семья Дыдышко переполошилась: куда столько? Это ж воду в колодце Нина отравит! Соседка махнула рукой, мол, не ваше дело.
Через месяц Иван Петрович обратился в районную санэпидемстанцию. В июле специалисты ГУ «Ляховичский райЦГиЭ» дважды брали пробы воды в деревенском колодце, анализы показали: по запаху и содержанию нитратов она не соответствует гигиеническим нормативам. Кстати, нитратов в водице оказалось почти в три раза больше допустимой нормы. В протоколах исследований указано -- 133мг/куб. дм (при норме не более 45 мг/куб. дм). Санитарно-гигиеническая служба посоветовала пенсионеру (чтобы показатели качества улучшились) провести ряд мероприятий: воду откачать, стенки колодца от ила очистить, со дна убрать старый гравий и наполнить колодец водой, продезинфицировать, снова откачать... А еще вокруг колодца оборудовать глиняный замок и отмостку.
Иван Дыдышко обратился к соседке: ты виновата, так давай вместе колодец чистить. Нина Васильевна сначала вроде как согласилась, а потом отказалась. Брат Ивана Петровича стал звонить с просьбой помочь Георгию Буйкевичу, председателю Кривошинского сельсовета, на территории которого находится Липск. Но тот объяснил: бюджет сельисполкома маленький, а под его началом 11 деревень. И посоветовал обратиться в райисполком за материальной помощью. По поручению председателя Ляховичского райисполкома специалисты санэпидемстанции взяли пробы воды в соседних колодцах, ситуация та же: нитраты зашкаливают, микробное загрязнение тоже выше нормы. Обвинения в адрес Нины Гапанович райисполком посчитал безосновательными и списал перенасыщенность воды нитратами на то, что с мая по сентябрь выпала 2,5-кратная норма осадков. Помощь инвалиду райисполком предложил такую: напишите заявление в ЖКХ, оплатите -- колодец почистят; а чистую воду пенсионеру может приносить социальный работник Михаил.
Вскоре между соседями вспыхнула настоящая вражда, в ход шли самые хлесткие словечки. Председатель сельисполкома, чтобы успокоить пенсионера, приехал к Нине Гапанович взять овощи с ее огорода на пробу. Когда брат инвалида -- Валентин Дыдышко -- позвонил председателю, тот сказал: количество нитратов в овощах в норме.
Версия Гапанович
У Нины Васильевны своя правда.
-- Позвал меня Петрович к себе на подворье, -- рассказывает корреспонденту «БН» женщина. -- Показал результаты исследования воды. Я сначала подумала: может, действительно из-за моих удобрений? Поэтому, когда Иван Дыдышко предложил установить глиняный замок на колодец совместными усилиями, сначала согласилась. Правда, позднее оказалось, что мои и картофель, и свекла чистые (заключение, по словам женщины, она хранит до сих пор. -- Авт.). Тогда я обратилась к председателю Кривошинского сельского Совета Георгию Буйкевичу, а тот -- в местную санстанцию.
Специалисты проверили в Липске десять колодцев. Выяснилось, что в каждом из них в воде полно нитратов. В санстанции предположили, что причина загрязнения такого масштаба, скорее всего, в дождливом лете: ливневые воды занесли в колодцы нитраты из близлежащих сельскохозяйственных построек. «Раз я не виновата, то почему должна давать свои деньги на благоустройство колодца?» -- задалась вопросом Нина Гапанович и отказалась вносить свою долю на строительство глиняного кольца к неудовольствию Ивана Петровича. Вспыхнул скандал.
Тем временем председатель Кривошинского сельского Совета Георгий Буйкевич организовал собрание, на которое пригласил работников местной санстанции, инженера из ЖКХ, а также владельцев злополучных колодцев. Специалисты объяснили сельчанам, как правильно соорудить глиняный замок, какие документы нужно оформить для того, чтобы водопровод провели прямо в дом. Однако никто из местных жителей к Георгию Буйкевичу с заявлением так и не обратился. Видимо, отпугнула цена. Стоимость проекта -- до 110 тысяч белорусских рублей, плюс еще тысяч 150 как минимум нужно выложить за трубу. По словам председателя, сельчане махнули рукой: «Пили эту воду и дальше будем пить». Нина Гапанович тоже утверждает, что вода в ее колодце не соответствует нормам, но она ее все равно употребляет, правда, следуя рекомендациям специалистов, перед этим кипятит.
-- Я неоднократно предлагал Ивану Петровичу организовать работы по благоустройству колодца, но он отказывается, -- говорит Георгий Буйкевич.
Дыдышко советовали обратиться в райисполком с заявлением на материальную помощь. Возможно, тогда бы проблему удалось решить, но он твердо стоит на своем: «Государство мне ничего не должно».
Мысли по поводу
Дрязги между соседями -- извечная и, к сожалению, уже привычная проблема. Вспомнить хотя бы классика Николая Гоголя и его «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Жили главные герои душа в душу, а потом рассорились вдрызг из-за пустяка. Похожая история произошла и в Липске. Мог ли председатель Кривошинского сельского Совета как лицо ответственное за все, что происходит на его территории, потушить разгорающийся конфликт вовремя? Теперь, когда между соседями разразилась настоящая война, все усложнилось.
Нынешняя зима на Брестчине выдалась снежная. Не исключено, что с весенним паводком талые воды основательно «почистят» все дворы и мусорные ямы сельчан, и количество нитратов с микробами в незащищенных деревенских колодцах снова значительно возрастет. Проблема эта, кстати, не только одного Липска. 30 процентов всех сельских колодцев Ляховичского района «страдают» от нитратов. Вряд ли глиняные замки способны поправить дело.
-- Во втором полугодии в Липске планируют проложить еще одну ветку водопровода. Мне кажется, что это в интересах каждого сельчанина -- провести себе в дом воду, -- считает заведующая сектором ЖКХ отдела архитектуры и строительства Ляховичского райисполкома Ирина Гринелевич. -- За это нужно отдать около 200 тысяч рублей.
Для кого-то 200 тысяч не деньги, но для тощего крестьянского кошелька все же немало. Вот многие сельчане и пьют грязную воду, что не лучшим образом может отразиться на их здоровье. Другие жители деревни ходят за чистой водопроводной водой к соседям, но для старичка или бабушки даже пятьдесят метров пути с полными ведрами воды пройти тяжело. Возможно, имело бы смысл организовать в таких проблемных деревнях доставку чистой питьевой воды молоковозом или, как пояснила «БН» Ирина Гринелевич, провести водопровод и не возить каждый день воду в Липск. Так или иначе: стоит ли считать деньги там, где речь идет о здоровье людей?
К тому же соцстандарт по обеспечению чистой водой граждан никто не отменял. При этом хотелось бы, чтобы эта норма выполнялась не только в литрах, но и сама вода соответствовала качеству. Почему бы в Год качества не взять под жесткий контроль эту далеко не праздную для сельчанина проблему?
Наталья СЕРГУЦ,
Елена ГОРДЕЙ, «БН»
Ляховичский район
НА СНИМКАХ: Нина ГАПАНОВИЧ своей вины в случившемся не находит; Иван ДЫДЫШКО сдаваться не намерен.
Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»
Комментирует сложившуюся ситуацию врач-гигиенист ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Ирина ЖЕВНЯК:
-- Однократное внесение соседкой шести ведер удобрений не привело бы к стойкому загрязнению. Ведь грунтовые потоки со временем вымывают любые вещества из колодцев. Мой опыт подсказывает, что причиной нитратов в колодце является многолетнее внесение удобрений в почву близлежащими сельхозпредприятиями. Тем более что до «инцидента» пробы воды из колодца не брались, и утверждать, что раньше вода была чистой, -- безосновательно. Нитраты нельзя определить ни по вкусу воды, ни по цвету, ни по запаху.
Что касается влияния вредных веществ на здоровье, то самыми уязвимыми являются младенцы, которые вскармливаются смесями с добавлением напичканной нитратами воды. У взрослых и детей никаких нарушений после употребления такой воды не обнаружено. Тем не менее риск существует, поэтому санитарными нормами и предусмотрена максимальная концентрация -- 45 мг/л.