Когда наши предки отмечали «женский день»
08.03.2010
—
Новости Общества
Получая очередную порцию поздравлений на 8 марта, честно говоря, всегда ощущаю себя довольно глупо. Во-первых, я так и не могу понять, в чем тут, собственно, праздник? Если при зачатии ты получила другой набор хромосом, это еще не означает, что тебе крупно повезло.
С другой стороны, некоторые упирают на то, что 8 марта – это день борьбы женщин за свои права. Ну, если букет мимозы и вымытая в этот день посуда и есть наши достижения в области равноправия, то можно сказать, что эту самую борьбу мы с треском провалили. Примечательно, что у наших предков «женских дней» было гораздо больше, как, собственно, и поводов их отмечать.
Всякий раз, наталкиваясь на очередной нелепый праздник, обращаюсь к истории. У этого праздника она довольно запутанная. Одни вспоминают забастовку текстильщиц в Нью-Йорке 8 марта 1857 года (правда, многие специалисты уверены, что это лишь легенда, придуманная на Западе в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии). Другие упирают на митинг 8 марта 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической женской организации с лозунгами о равноправии женщин. Третьи вспоминают небезызвестную Клару Цеткин с ее Международной социалистической женской конференцией, на которой днем борьбы за права женщин было утверждено, между прочим, 19 марта.
В 1921 году на 2-й Коммунистической женской конференции постановили праздновать Международный женский день именно 8 марта (23 февраля по старому стилю), якобы в память об участии женщин в демонстрации в Петербурге в 1917 году. Получается, что таким образом большевики попросту «прикрыли» дату Февральской буржуазной революции другим праздником.
Не хотелось бы оспаривать достижения социалисток в плане борьбы за права угнетенных женщин, однако замечу, что в народной традиции чествование представительниц слабого пола (тогда еще «забитых и бесправных») не ограничивалось одним днем в году.
Так, например, согласно мифологическим представлениям предков белорусов только на март припадало сразу три «женских дня». И, между прочим, повод для их празднования был более убедительным. Самым популярным таким праздником являлось Благовещенье – 25 марта. «Женским» этот день считался именно потому, что в этот период женщины чаще всего становились матерями. Дело в том, что от Купалья с его сексуальными вольностями до Благовещенья как раз 9 месяцев (вернее 274-275 дней) – именно столько длится стандартная беременность. Не удивительно, что согласно поверью, 25 марта считается днем прилета аистов (тех самых пернатых, что приносят детей).
Те же, кто поторопился родить на день раньше, тоже не остались без праздника. 24 марта отмечали Камоедицу. У древних греков праздник Comoedia посвящался Артемиде, которая ко всему прочему считалась и покровительницей рожениц. Естественно, предки белорусов для этих целей имели свою опекуншу. Богиня любви, брака и родов Мара была еще и ответственной за сексуальные отношения. Позже 24 марта белорусы стали отмечать день святой Катерины, которая и заменила собой языческую богиню.
Кстати, хотелось бы сказать несколько слов и о первопричине этих праздников — тех самых купальских вольностях, благодаря которым в марте отмечали сразу несколько женских дней. Как известно из письменных и фольклорных источников, именно в этот день проходила инициация девушек – то есть введение их во взрослый мир, перевод в иной статус. А посему и сам праздник Купалье можно смело относить к женским. О том, что пускание венков по воде да прыжки через костер были не единственной забавой в этот день, свидетельствуют и многочисленные источники.
Так в послании игумена Пимена (ХVII в.) о купальской ночи сказано: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же…». Подобным образом этот праздник отмечали даже в начале ХХ века. Так известный фольклорист А.Сержпутовский писал, что на Купалье «ни женщины, ни девушки не считают грехом связь с чужими мужчинами или парнями».
Древний обряд инициации девушек совершался не только на Купалье. Например, 4 июня отмечался день Ярилы. Кстати, имя этого бога образовывалось от корня яр-, значение которого трактуется как «животная похоть, страсть, оплодотворяющая сила». В общем, как ни крути, а без эротического подтекста и тут не обходилось. Так миссионеры ХІІ века писали о празднике в честь Ярилы: “...обезумевший народ отмечал его играми, похотливыми движениями тела, песнями и громким криком”.
Плоды этих игрищ можно было наблюдать в начале весны. Так 9 марта предки белорусов отмечали еще один «женский день» — день «амазонок»-рожениц — праздник в честь богини Лады. Предполагается, что в этот день матерями становились женщины, которые негативно относились к замужеству (были и такие среди наших предков). Кстати, после принятия христианства 9 марта также стали отмечать один из праздников в честь святой Катерины.
Это лишь некоторые «женские праздники», почитаемые нашими далекими предками. Ведь в белорусской дохристианской мифологии существовал целый ряд богинь, которые покровительствовали женщинам, отвечали за рождение детей, семейные отношения, любовь, сексуальную жизнь (Мара, Лада, Леля, и Тётя). Можно только представить, насколько насыщенной с таким количеством богинь была жизнь наших предшественниц. И уж точно куда более раскрепощенной, чем после свершений социалисток.
С другой стороны, некоторые упирают на то, что 8 марта – это день борьбы женщин за свои права. Ну, если букет мимозы и вымытая в этот день посуда и есть наши достижения в области равноправия, то можно сказать, что эту самую борьбу мы с треском провалили. Примечательно, что у наших предков «женских дней» было гораздо больше, как, собственно, и поводов их отмечать.
Всякий раз, наталкиваясь на очередной нелепый праздник, обращаюсь к истории. У этого праздника она довольно запутанная. Одни вспоминают забастовку текстильщиц в Нью-Йорке 8 марта 1857 года (правда, многие специалисты уверены, что это лишь легенда, придуманная на Западе в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии). Другие упирают на митинг 8 марта 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической женской организации с лозунгами о равноправии женщин. Третьи вспоминают небезызвестную Клару Цеткин с ее Международной социалистической женской конференцией, на которой днем борьбы за права женщин было утверждено, между прочим, 19 марта.
В 1921 году на 2-й Коммунистической женской конференции постановили праздновать Международный женский день именно 8 марта (23 февраля по старому стилю), якобы в память об участии женщин в демонстрации в Петербурге в 1917 году. Получается, что таким образом большевики попросту «прикрыли» дату Февральской буржуазной революции другим праздником.
Не хотелось бы оспаривать достижения социалисток в плане борьбы за права угнетенных женщин, однако замечу, что в народной традиции чествование представительниц слабого пола (тогда еще «забитых и бесправных») не ограничивалось одним днем в году.
Так, например, согласно мифологическим представлениям предков белорусов только на март припадало сразу три «женских дня». И, между прочим, повод для их празднования был более убедительным. Самым популярным таким праздником являлось Благовещенье – 25 марта. «Женским» этот день считался именно потому, что в этот период женщины чаще всего становились матерями. Дело в том, что от Купалья с его сексуальными вольностями до Благовещенья как раз 9 месяцев (вернее 274-275 дней) – именно столько длится стандартная беременность. Не удивительно, что согласно поверью, 25 марта считается днем прилета аистов (тех самых пернатых, что приносят детей).
Те же, кто поторопился родить на день раньше, тоже не остались без праздника. 24 марта отмечали Камоедицу. У древних греков праздник Comoedia посвящался Артемиде, которая ко всему прочему считалась и покровительницей рожениц. Естественно, предки белорусов для этих целей имели свою опекуншу. Богиня любви, брака и родов Мара была еще и ответственной за сексуальные отношения. Позже 24 марта белорусы стали отмечать день святой Катерины, которая и заменила собой языческую богиню.
Кстати, хотелось бы сказать несколько слов и о первопричине этих праздников — тех самых купальских вольностях, благодаря которым в марте отмечали сразу несколько женских дней. Как известно из письменных и фольклорных источников, именно в этот день проходила инициация девушек – то есть введение их во взрослый мир, перевод в иной статус. А посему и сам праздник Купалье можно смело относить к женским. О том, что пускание венков по воде да прыжки через костер были не единственной забавой в этот день, свидетельствуют и многочисленные источники.
Так в послании игумена Пимена (ХVII в.) о купальской ночи сказано: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же…». Подобным образом этот праздник отмечали даже в начале ХХ века. Так известный фольклорист А.Сержпутовский писал, что на Купалье «ни женщины, ни девушки не считают грехом связь с чужими мужчинами или парнями».
Древний обряд инициации девушек совершался не только на Купалье. Например, 4 июня отмечался день Ярилы. Кстати, имя этого бога образовывалось от корня яр-, значение которого трактуется как «животная похоть, страсть, оплодотворяющая сила». В общем, как ни крути, а без эротического подтекста и тут не обходилось. Так миссионеры ХІІ века писали о празднике в честь Ярилы: “...обезумевший народ отмечал его играми, похотливыми движениями тела, песнями и громким криком”.
Плоды этих игрищ можно было наблюдать в начале весны. Так 9 марта предки белорусов отмечали еще один «женский день» — день «амазонок»-рожениц — праздник в честь богини Лады. Предполагается, что в этот день матерями становились женщины, которые негативно относились к замужеству (были и такие среди наших предков). Кстати, после принятия христианства 9 марта также стали отмечать один из праздников в честь святой Катерины.
Это лишь некоторые «женские праздники», почитаемые нашими далекими предками. Ведь в белорусской дохристианской мифологии существовал целый ряд богинь, которые покровительствовали женщинам, отвечали за рождение детей, семейные отношения, любовь, сексуальную жизнь (Мара, Лада, Леля, и Тётя). Можно только представить, насколько насыщенной с таким количеством богинь была жизнь наших предшественниц. И уж точно куда более раскрепощенной, чем после свершений социалисток.