В Беларуси процветает махровый патриархат
Женщины не только самая многочисленная и образованная часть белорусского общества — они претендуют на то, чтобы их допустили к сфере принятия решений.
«В Беларуси колоссальное внимание уделяется женщине — матери, специалисту, общественному деятелю», — заявила первый заместитель главы Администрации президента Беларуси Наталья Петкевич на торжественной церемонии подведения итогов второго республиканского конкурса «Женщина года».
«Наверное, мы привыкли к положению вещей и не замечаем, как много в нашем государстве сделано для реального обеспечения полноценного статуса женщины с большой буквы. А ведь, действительно, женщины имеют все возможности для того, чтобы реализоваться в своей стране во всех ипостасях», — цитирует БЕЛТА первого замглавы Администрации президента.
Позволим себе не согласиться с Натальей Петкевич, своим собственным примером демонстрирующей существующее в нашей стране дискриминационное отношение к женщинам. По крайней мере, в отношении женщин во власти.
Женщин, занимающих высокие посты в ключевых государственных органах управления — единицы. Кроме самой Петкевич можно вспомнить разве что председателя Центральной избирательной комиссии Лидию Ермошину и Марианну Щеткину, возглавляющую Министерство труда и социальной защиты. Щеткина, кстати, как и ранее Анна Дейко, возглавлявшая Министерство по налогам и сборам, — единственная дама с министерским портфелем.
Пример с на треть женским составом белорусского парламента в данном случае непоказателен, так как эти места в Палате представителей женщины получили фактически директивно, да и активностью на парламентской ниве «народные избранницы» особо не отличаются. Вряд ли кто с ходу вспомнит хоть одну фамилию.
Как считает председатель Белорусской женской лигиНина Стужинская, в нашей стране все же больше деклараций относительно прав женщин, чем реальных действий и возможностей для их реализации. «Одно дело зафиксировать какие-то права в документах, другое применить на практике», — отметила Стужинская в интервью «Белорусским новостям».
По ее словам, с принятием очередного Национального плана по гендерному равенству и создания Совета по гендерной политике в положении женщин ничего не изменилось: «Мне кажется, что документы были приняты для галочки и успешно забыты. На осуществление Национального плана не были выделены средства. В результате в реальности в Беларуси процветает махровый патриархат. В связи с ужесточением борьбы за место под солнцем, то есть сложностями в поиске работы, уменьшением реальной зарплаты из-за последствий экономического кризиса, общество в целом еще более ожесточилось, а для женщин ситуация изменилась не в лучшую сторону».
Нина Стужинская считает, что в Беларуси женщинам закрыт вход в сферу принятия решений: «Женщин нет там, где делят деньги, и есть реальная власть».
Присутствие в парламенте значительного числа женщин Н.Стужинская не считает отражением их наличия во власти: «Они выполняют скорее декоративную функцию. Трудно также представить, что в Беларуси появится, например, женщина-министр обороны, хотя, это вполне подходящая роль для женщины, если рассматривать Министерство обороны как структуру, которая выполняет гуманитарную, защитную, а не агрессивную функцию».
Нина Стужинская высказала также мнение, что в Беларуси не хватает консолидации самих женщин и существует проблема негативного восприятия их активности в обществе. Женские инициативы и деятельность женских организаций традиционно спихивают в социальную сферу. Забота о здоровье, семье — очень важный аспект общественной деятельности, но реально решаются эти вопросы там, «где делится бюджет», отметила Н.Стужинская. А «пилить гири» женщинам, опять-таки, не позволяют.
Между тем, сказала она, в странах постсоветского пространства, например, в Украине, женское присутствие во власти гораздо заметнее: «Можно по-разному относиться к политике той же Юлии Тимошенко, однако очевидно, что в Беларуси трудно представить премьер-министра женщину». Во многом это определяется и личной позицией женщин, которые избегают риска, считает Н.Стужинская: «Если дорога в большую политику сопряжена с потерями морального, физического здоровья, женщины проявляют осторожность».
Впрочем, эксперт уверена, что у белорусских женщин рано или поздно будет возможность проявить себя в самых различных сферах деятельности, в том числе в сфере принятия решений. «Это неизбежно, поскольку женщин в Беларуси больше, чем мужчин, они более образованы, и живут дольше», — сказала Нина Стужинская.
Справка Белорусских новостей. Женщины в Беларуси составляют 53,4% населения. На 1000 мужчин приходится 1146 женщин. Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием достигает 27%. Женщины составляют большинство в сфере торговли и общественного питания, культуры, финансов, кредита и страхования, образования и здравоохранения. Среди преподавателей школ их доля около 85,3%. Среди государственных служащих всех уровней управления 67,4% составляют женщины. Как правило, они занимают должности главных, ведущих и других специалистов. Среди первых лиц органов госуправления и их заместителей — 19,6% женщин.