ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О НЕЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЯХ
04.03.2010
—
Новости Общества
…Прохаживаюсь возле стендов с образцами ювелирных украшений. С нетерпением жду свою героиню. Воображение услужливо рисует ее облик: кряжистая суровая плотная особа с мозолистыми руками, коротко стриженная и почему-то непременно с обветренным лицом. Темноволосая, неразговорчивая, ни грамма косметики…
Заходят клиенты. Мама с дочкой выбирают сережки, придирчиво рассматривает крест молодой парень, бабулька что-то спрашивает у приемщицы. Равнодушно оглядываю вошедшую стройную юную длинноволосую блондинку, гадая, цепочку или браслет будет заказывать в мастерской красотка.
— Вы Елену искали? Это она, — подсказывает мне женщина из приемного окошка. Ничего себе «кряжистая особа»! Так это и есть та самая девушка-ювелир? Оказалось, что да, вот она, Елена Черкас собственной персоной, единственная и неповторимая в мужском коллективе мастеров, колдующих над украшениями из драгметаллов. Изящная, ухоженная, с нежным румянцем и обаятельной улыбкой. Еще могу представить Елену Прекрасную (называю так про себя девушку), томно показывающую поклоннику пальчиком выбранное в каталоге колечко, но вот надевающую рабочий халат ювелира как-то, признаюсь, с трудом…
— Можно сказать, что не я выбрала профессию, а она меня. Пришла на приборостроительный факультет в БНТУ. Читаю на стенде, какие есть специальности. Ну не мое! И тут взгляд натыкается на «Технология и оборудование для ювелирного производства», — рассказывает Елена. — Слово «ювелирного» сразу привлекло внимание, заманчиво так стали мне рисоваться в голове разные украшения. Тут же решила: вот, это то, что нужно! Естественно, тогда я и понятия не имела, что это не так уж легко и красиво, как показалось на первый взгляд. Просто надевала колечко на палец и даже не задумывалась, какого труда стоит его изготовить. Но все равно ни разу за 5 лет учебы не пожалела, что сюда поступила. Даже старостой группы была.
Если вы подумаете, что училась Черкас тоже в гордом девичьем одиночестве, исключительно среди наперебой ухаживающих за ней сокурсников, то промахнетесь. Как ни странно, профессия ювелира привлекает множество юных граций. В Елениной группе среди 30 студентов учащихся мужеского полу было только 10. Преподаватели лишь плечами пожимали, мол, и что этим девчонкам неймется, не женское это дело — с металлами возиться. Ишь, будущие ювелирши нашлись. Шли бы на филологов учиться.
Вот младшая сестра Лены и пошла. Классическое филологическое образование получает. Как и положено барышне. Но у меня другая дорога в жизни, твердо сказала себе Елена, переворачивая очередную страницу учебника по огранке камней.
А вот родители у девушки оказались понимающие. Правда, оба никакого отношения к ювелирному искусству не имеющие (мама — преподаватель английского, папа — инженер). Они спокойно приняли выбор дочери, рассудив, что свое место в жизни найдет.
Кстати, «гендерный дисбаланс» на ее специальности сохранился и к окончанию учебы: из двадцати выпускников парней было лишь шестеро. Парадокс — ведь девушек-ювелиров действительно днем с огнем не сыскать. Тут преподаватели оказались правы. Получив диплом, позволяющий идти к высотам Фаберже, воспользоваться возможностями дамы не спешат. Но вот насчет Елены маститые педагоги ошиблись.
Сдав дипломную работу с загадочным для обывателя названием «Технология производства парюра «Весна», Черкас уже точно знала, чем профессионально займутся ее красивые руки. И на полученных знаниях в столице останавливаться девушка не собирается. В ее ближайших планах — наведать Первопрестольную и окончить на базе высшего образования московские курсы ювелиров с выдачей международного сертификата…
— Так где же ваши коллеги-девушки прячутся? — недоумеваю. — Ни одной женщины такой профессии ни разу не видела.
— В производство девчата как-то не особо рвутся. Кто технологом, кто приемщицей устраивается. А я вот решила — буду мастером, — разъясняет Черкас. — Мне и учиться было очень интересно, хотя иногда тяжеловато, конечно. К примеру, предметы по устройству станков шли не так легко, как дизайн в ювелирной промышленности, где мы учились в 3D на компьютере кольца и цепочки с сережками моделировать.
Первое украшение Елена сделала еще на практике в ювелирной мастерской на улице Ольшевского. Корпела над изделием недели три. Зато получилось оно очень красивым.
— У меня от счастья просто светились глаза, когда я ко всем приставала: посмотрите, я сама, сама это сделала, — девушка с гордостью показывает браслет необычного плетения. — Конечно, помог мастер, у которого я проходила практику, но все равно радости не было предела. Ведь я начала чему-то учиться не только в теории.
Но практика практикой, а работа работой. Когда Елена по распределению попала в мастерскую на Золотой Горке, ей, как новичку, поручили разрабатывать стендовые образцы из латуни. Делать нечего, пришлось осваивать азы профессии.
— Бывало, делаю что-то и понимаю: все, изделию уже ничем не поможешь. С ужасом думаю, что испортила всю работу. За помощью бегала к мастерам. Иногда переживала очень сильно, когда что-то не получалось, но все равно не сдавалась.
Кстати, как уверяли ее мастера, через некоторое время она будет смотреть на колечки-серьги-кольца лишь с точки зрения профессионала. Но ошиблись. Издавна женское «лучшие друзья девушек — это бриллианты» оказалось сильнее. До сих пор девичье сердце вздрагивает при виде какого-то особенно причудливого изделия: «Хочу!»…
— Как вас встретили? Не насмехались?
— Конечно, все отнеслись по-разному, кто-то и подшучивал, но больше помогали.
— Мужчин девять, а вы одна. Испытываете дискомфорт?
— Нет. У нас очень дружный и хороший коллектив.
— Когда Елена первый раз зашла в цех, не спрашивали, почему выбрала такую профессию? Как восприняли ее появление? — интересуюсь у коллег Черкас.
— Пришла — значит, хочет работать, — невозмутимо пожимают они плечами. — Нормально восприняли. Немножко были удивлены, что девушка появилась в нашем коллективе. Но почему и зачем, не спрашивали. Значит, ей интересно. Она вообще, наверное, первая в Минске. За всю Беларусь не скажем, но, во всяком случае, мы о ювелирах в юбках у нас не слышали.
— Говорят, женщина на корабле — быть беде. Вы не суеверны в этом плане?
— У нас, скорее, подводная лодка, — смеются мужчины (мастерская находится в подвале — прим. автора). —- Всё, сели и поплыли.
— А вы при девушке крепкое словцо не отпускаете? Ну, если какая-то сложная работа?
В ответ мне красноречиво указывают на дверь, где висит краткое объявление «Не сквернословить!». Появилось, когда коллектив перестал быть чисто мужским.
— Как вы считаете, из женщины может получиться хороший ювелир?
— А почему же нет?
— Но что-то девушки к вам не торопятся…
— Стереотипы, — скупо цедят мастера.
— А сколько Елене нужно еще проработать, чтобы действительно стать ювелиром? Она у вас только полгода…
— Ей золото доверили, — вмешивается в разговор «главный» из мастеров. Я непонимающе смотрю на остальных. Елена улыбается.
— Если золото доверили — уже ювелир.
Ольга КОСТЮКЕВИЧ